КРАСНАЯ ШКОЛА В СОЛНЦЕВО (отрывок из книги)
Отрывок из книги ДЕТИ СОЛНЦЕВА, В.И. Соколов, Л.Д. Пронина
При поддержке главы муниципального образования Солнцево В.С. Верховича
Очередное интервью с Лидией Дмитриевной Прониной было у автора в марте 2007 года, необычно теплом, за последние 50 лет.
За окном, где 70 лет назад был только лес и поле, стояли похожие друг на друга, многоэтажные дома, заселенные за последние годы отнюдь не старожилами. Просторные поляны перед домами тщательно, веточка от веточки, очищали, скребли, мыли старательные черноволосые дворники, похожие друг на друга, вежливые и уважительные. Слышалась узбекская, таджикская, молдавская речь. Молодые мамы с восточной внешностью, которые отродясь не жили в наших местах, катили по асфальту коляски с черноглазыми малышами, не вступали в разговоры, на вопросы отвечали, потупя взор, либо отмалчивались.
Лидия Дмитриевна пришла на интервью красивая, в зеленом платье, ее глаза молодо сияли, она принесла чудом сохранившийся мамин альбом, в котором были записи от 1922 года. Из пожелтевших страниц пахнуло забытым довоенным временем, пришитая или приклеенная сухая веточка, некогда полная цветов, теперь по прошествии 85 лет напоминала сухонькую руку давно жившей красавицы, которой, несомненно была Зинаида Александровна Волкова.
Стихи и записи в альбоме особой оригинальностью не отличались, в них была наивность и чистота советских лет и объяснения в любви, которые как известно, не стареют с годами.
Лидия Дмитриевна рассказала подробно о «Красной» школе, которая была без сомнения, колыбелью народного образования в Солнцеве.
Построена она была в 1938-1939 году. В книге И.В.Соколова и В.И.Соколовой «И вновь под звуки школьного звонка», приводятся воспоминания и Красной школе Тамары Васильевны Ивановой. (Медведевой).
Читатели согласятся, очевидно, с той восторженной любовью девчонки к своей школе, которую она пронесла через всю жизнь, и которая проступает в ее словах как лакмус, окрашивая неким романтическим флером простые скромные будни обычной сельской школы.
Напоминаю, что героиня Лида Иванова пошла в школу в сентябре 1941 года и всю осень этого года и всех последних лет ее детские восприятия были освещены заревом войны.
Девчонка запомнила, что Красная школа работала все годы войны и что именно к концу войны и тотчас после нее, явились в поселке Солнцево директора, учителя и ученики, составлявшие славу школы народного образования, ее заслуженную и высокую оценку.
Лидия Дмитриевна поведала нам, что первым директором Красной школы в конце тридцатых годов был Сергей Петрович Королев.
Его семья жила в квартире при школе. Сергей Петрович преподавал историю и Конституцию. Это был красивый здоровый мужчина высокого роста, крепкий, широкий в плечах, полный нерастраченных сил - настоящий русский богатырь.
Великолепно зная свой предмет, он легко и свободно вел уроки, был требователен к себе, учителям и ученикам. Славился он твердыми мужскими словами, в школе и среди жителей поселка пользовался большим авторитетом. В первые дни войны, вместе с учителем русского языка и литературы, Ивановым Серафимом Павловичем и учащимися 10-го класса, ушел он на фронт. В семье Сергея Петровича было двое детей: дочь Валерия, названная в честь Валерии Павловны Чкаловой и сын Игорь. Судьба их неизвестна.
Сам Королев С.П. вернулся израненным с фронта, и еще несколько лет возглавлял педагогический коллектив школы.
Назаров Елисей Васильевич, учитель химии и Портная Мария Исааковна, учитель истории. Сколько тепла, любви к детям хранили в своей душе, несли учителя в те страшные годы. Доброта, сердечность, умение найти нужное слово, были свойственны учителям «Красной» школы, когда дети или мамы приходили в школу с заплаканными глазами, получив печальные известия о гибели отцов или родственников.
В начальной школе в те годы преподавала Кузнецова Клавдия Григорьевна, строгая, требовательная, но справедливая и Буянкова Клавдия Михайловна, уже пожилая, но необыкновенно добрая женщина. Клавдия Михайловна ходила по лесам летом и осенью, по уже собранным от плодов колхозным полям, варила у себя дома ученикам какие-нибудь супы, похлебки. Сама голодная, старалась накормить своих питомцев, облегчить их жизнь. Недаром Клавдия Михайловна первой из учителей Кунцевского района была награждена орденом Ленина. Жива ее ученица Калецкая Эльвира Петровна, живет в Солнцево, ей 76 лет.
Елисей Васильевич Назаров преподавал химию, зоологию, анатомию. Он много сил и энергии вложил в дело озеленения школьного участка, поселка. Ученики с любовью помогали ему копать землю, сажать цветы, кустарники, деревья. И сейчас около «Красной» школы, рядом с домом №6/2 растет раскидистая береза как память о делах прошлых лет, о молодости, о войне.
В 5-ом классе немецкий язык преподавала очень старая учительница Мария Васильевна. По национальности она была немка, плохо говорила по-русски, по-немецки же говорила, как пела, плавно, красиво.
Потом немецкий язык преподавала Евгения Владимировна Ошкало. Жила она на Авиационной улице вместе с дочерью Галиной Осиповной, также преподавательницей немецкого языка. Доходчиво, легко и просто давали уроки, особенно много внимания уделяла грамматике, красивому, правописанию.
Всю жизнь проработала в Красной школе учительница истории и завуч школы Мария Исааковна Портная. Мы писали уже об этой удивительной женщине, которая давала детям полновесное знание истории России и была скромной, но социально активной женщиной, депутатом поселкового совета, проводником светлого, комфортного образа жизни для жителей своего микрорайона.
Мария Исааковна успевала давать уроки, водить детей в театр, по вечерам хлопотать за асфальтовые дорожки в инвалидном поселке, проводке газа и телефона ( уже в послевоенные годы).
На дружеских вечерах в ее гостеприимном доме можно было видеть детей, собственных и детей соседей, старших друзей, фронтовиков, депутатов поссовета. Здесь за тарелкой фаршированной рыбы, чашкой чая с пирожками и с клубничным вареньем, читались стихи, проводились диспуты, решались мелкие, частные, но бесконечно нужные людям житейские вопросы.
В сентябре 1941 года в класс, где учились 25 мальчиков и девочек первоклашек, пришла хрупкая маленькая женщина, учительница начальной школы Мария Филоненко, только что окончившая педагогическое училище.
В ее классе всегда была чистота и порядок, занятиям мешали бесконечные бомбежки и крепкие снежные морозы 1941 года.
Класс Марии Сергеевны был во всем первым. Может быть, потому, что дети любили ее беззаветно. Она показала им на уроках примитивные навыки рисунка и картинки, доходчиво и просто рассказывала детям про жизнь нашей большой и молодой родины.
Она требовала чистоты в тетрадях, дети писали только пером №86, красиво, каллиграфически. Если были задачи и примеры столбиком, то цифры следовало писать точно одна под другой, чтобы было просто, понятно и правильно. Как это потом пригодилось нам в жизни!
Все годы войны тетрадей везде не хватало, дети писали на газетах, синей оберточной бумаге и старом картоне. Оказывается, это совсем неверно, как и на чем писать, верно, чтобы писать красиво и грамотно, с желанием перечитывать написанное.
Мария Сергеевна прожила в Солнцеве долгую трудную жизнь, воспитала сына Николая, также окончившего Красную школу, у нее две внучки, уже давно взрослых женщины. Умерла Мария Сергеевна недавно, ей было почти 100 лет.
В те годы в Красной школе было печное отопление. Пожилой мужчина из семьи Казаковых приходил в класс с охапкой дров и топил печку прямо в классе.
Дети сидели за большими деревянными партами, очень удобными для работы, рядом стояли 2 большущих вешалки для пальто и шапок.
Чернильницы-непроливайки ребята носили с собой в специальных тряпочных мешочках с длинным шнурком. Лида Пронина помнит, что в холодные дни чернила иногда замерзали и лед приходилось пробивать пером.
Свежую струю в работу школы внесли фронтовики- Зоя Михайловна Андреева и Петр Васильевич Андреев.
21 июня 1941 года Зоя Михайловна окончила 10 классов, всю ночь танцевали выпускники, а утром по радио услышали голос Левитана о начале войны. Зоя записалась добровольцем. Слезы матери не остановили дочь -патриотку, и она ушла на фронт из станицы Крымской Краснодарского края. Около 2-х лет была Зоя на передовой, от пуль не пряталась, была комсоргом полка, ранений не имела. В 1943 году познакомилась на Украине с лейтенантом Петром Андреевым.
Любовь, скрепленная кровью, самая крепкая. В 1946 году они поженились и приехали в Солнцево.
Сначала Зоя работала старшей пионервожатой в Красной школе, Лида Иванова была тогда избрана председателем Совета Дружины.
Потом Зоя Михайловна работала учительницей начальных классов, а после окончания пединститута имени Ленина, учителем истории, очень хорошим учителем. Сколько любви, нежности было в этой женщине, какие глубокие знания имели дети!
Любовью платили дети Зое Михайловне за ее человеческие качества, качества старшего друга. Завороженные сидели дети на ее уроках. Глубина знаний покоряла ребят. Рассказы о Древнем Риме, об Александре Невском, о Минине и Пожарском, о Сталине и Жукове.
Зоя Михайловна учила детей ненавидеть фашизм, но уважать народы Европы, отличать жителей Германии от солдат вермахта, прекрасных музыкантов из Сорренты от фашистов Муссолини. Об этой учительнице не раз делились воспоминаниями одноклассники моей дочери. Ее муж - Петр Васильевич, преподавал в школе русский язык и литературу. Уроки вел интересно, поражая ребят глубиной своих знаний. Много шутил для лучшего усвоения материала, использовал на уроках русские пословицы и поговорки, учил русским народным приметам, обычаям и обрядам. Вспоминает Лида такой случай: «Была зима крещенский морозный вечер. Мы с девчонками, среди нас были ученицы Петра Васильевича, в частности, Зина Слухова (сейчас директор магазина «Мебель» - Лизан Занаида Васильевна), гадали на перекрестке около Красного магазина.
Видели. Со станции быстрыми-быстрыми шагами идет мужчина. Мы стали кричать: «Дяденька, как жениха зовут?» Петр Васильевич узнал среди наших голосов голос Зины Слуховой и ответил: «Слухова, об этом мы завтра поговорим на уроке». На уроке состоялся разговор о русских обычаях, ставших с годами основой советской культуры.
В 5-м классе математику преподавала Елена Евгеньевна Чернышова, русский язык - Емельянова (Карпенко) Мария Степановна. Она же была классным руководителем. Елена Евтихиевна дала хорошие знания по арифметике. А грамотность мы приобрели от уроков Марии Степановны. Ее уроки отличались эмоциональностью, доступностью, разнообразием видов работы. Начали писать первые сочинения, изложения писали в начальной школе. Мария Степановна, читая лучшие работы учеников класса, учила нас находить речевые ошибки, указывать правильность выбранной темы, делить героев на главных и второстепенных, отмечать красоту языка. С 5-го класса запомнилось предложение из сочинения Тоси Костенко: «Бабы, гремя ведрами, шли за водой». Мы тогда еще не знали деепричастных оборотов, а Тося его выделила, на что и обратила внимание Мария Степановна.
Нашей семье повезло, так как папа был военный и служил в дивизии Сталина. Мы получали московские продовольственные карточки с 1942 года, отоваривали их в Военкомате., где были прикреплены. А на детские карточки выдавали белый хлеб, масло и даже красную икру. По выходным мы вставали очень рано, в 4 часа, спешили на первый поезд в Москву, рано можно было купить квас или морс без карточек.
В 1947 году старшая пионервожатая Чоботовской школы Годунова Екатерина Ивановна и наша Екатерина Семеновна Григорьева объединились и на собрании учащихся двух школ выдвинули лозунг: «Украсим Родину садами!». Вот тогда и стали сажать мы, учащиеся школ, вместе с мамами и старшими сестрами цветущие кустарники, плодовые деревья, цветы, давшие свои плоды в последующие годы.
После войны Солнцево раскинуло свои сады и цветники, воздух на улицах был всегда свежий. Чистый, пьянящий.
Выступали мы с самодеятельностью и в колхозах деревень Суково, Терешково, Румянцево, Саларьево. Из номеров хорошо помню стихотворения К.Симонова «Жди меня», «Сын артиллериста» , «Рассказ танкиста», слова из песен «По Дну акула скачет и по-немецки плачет...», «Дороги», «Раскинулось море широко», « Священная война», исполнявшиеся с каким-то особым трепетом и восторгом. А поставить номера стихов и песен нам помогали старшеклассники: Рыгалин А., Николаенко А., Лядский М., Горшунова Ира, Филина А.
Колхозники нам готовили после концерта обед. Хорошо помню председателя колхоза Дворкина Михаила Лазаревича, его семья, вернее, дети, уже в возрасте, до сих пор живут в поселке Мещерский. Подкармливали нас и в школе: каждый день давали на перемене маленький кусочек хлеба черного, помазанного повидлом и витамины - горошинки.
Буфетчицами в школе в разные годы были: тетя Дора, ее дочери-Лена и Галя, до сих пор живут в Солнцево. Особенно мы любили Верочку Ноготкову, вернувшуюся с фронта. Это была красивая женщина с карими глазами, с сияющей улыбкой на лице.
Хлеб всем нам выдавали по карточкам, а отоваривать их ходили пешком в Очаково, Коньково, Теплый стан. Ходили пешком в Москву по рельсам. От нашей станции до Москвы 16 км., время обычно затрачивали летом 3 часа, осенью и зимой 4-5- часов. Ходили по железной дороге, но очень редко, так как нужно было отправлять на фронт пополнение: бойцов, пушки, танки, продовольствие, а с фронта в подмосковные и московские госпитали везли раненых. Поэтому одной из целей фашистских летчиков было разбить аэродром в Солнцево, вывести из строя линию железной дороги. Все силы, средства были брошены на защиту Москвы. Все для фронта, все для победы. Люди жили дружно, сплоченно, помогали друг другу. Мама моей одноклассницы Тоси Костенко работала уборщицей в «лётной» столовой, приносила супы, кашу, подкармливала нас, детей, и соседей.
В 5-м классе к нам преподавать биологию пришел Семенов Иван Максимович, фронтовик, ездил из Внуково. Ходил в офицерской форме, но без погон. Он вернулся с фронта по ранению. Как мы любили его уроки, как знали ботанику. Троек никто не имел. А ведь тогда, начиная с 4-го класса, мы сдавали экзамены каждый год по всем предметам. На уроки ботаники все бежали с радостью. С восторгом отвечали выученный материал. Опыты проводили по ботанике не только в школе, но и дома. С открытием школы во Внуково, Иван Максимович ушел работать директором школы, работал долго, школа наша была лучшей. Уже работая завучем школы № 1002, я бывала на семинарах в школе, где он работал, мы встречались с Иваном Максимовичем как родные. Он был очень доволен тем, что мы стали коллегами.
В 6-ом классе к нам пришел замечательный учитель географии, офицер
- фронтовик Конюченко Федор Степанович. Он приучил нас готовить не только текущий материал урока, но и следить за происходящими событиями в стране и мире. А карту знал так, что любой город мира мог ли найти на карте вслепую. Активность на уроках была необыкновенная, а оценки большинство «5». С нетерпением мы ждали уроков географии.
Замечательным учителем физики и астрономии был Василий Иванович Чистяков.
Он пришел с Финской войны, женился на учительнице начальной школы Анне. Любил летними теплыми вечерами посидеть на краю оврага на 1-ой зеленой улице. С учащимся 10-х классов Василий Иванович всегда ездил проводить уроки астрономии в Московский Планетарий. Какой интерес, восторг вызывали эти уроки, сколько умения, труда вкладывал Василий Иванович в уроки физики, учил решать наисложнейшие задачи. Без репетиторов учащиеся «Красной» школы поступали в институты Москвы.
Приехали к нам в школу молодые специалисты: по математике Ковалева Нина Петровна и по немецкому языку Сердюкова Маргарита Владимировна. Они сразу же завоевали нашу любовь. А любовь эта началась с привития интереса к своим предметам. Добрые, чуткие, ласковые, легко и свободно вели уроки, вызывая желание учиться, дерзать, добывать знания не только на уроках в школе, но и пользоваться источниками научной литературы. Вот тогда мы и заговорили, благодаря работе Маргариты Владимировны по-немецки, составляли диалоги, рассказы, переводы школьных упражнений и материалов из журналов. Всем на ее уроках было интересно. Экзамены в ВУЗы сдавали сами. Лично я поступила в МИЛИ им. Крупской, сдав экзамен на «4».
Алгебру, геометрию, решение трудных примеров, задач, доказательство теорем -всему всему научила нас Нина Петровна. Мы жили как родные. Очень ждали приезда молодого человека, жениха Маргариты Владимировны. Узнали, что его зовут Слава, боевой офицер. Ревностно относился, если к М.В. подходили молодые люди из поселка. Она действительно была хороша. Высокая, стройная, веселая, энергия была в ней через край. Приехал Слава, выбор мы одобрили жениха Марии Владимировны. Ведь Солнцево было небольшим поселком, почти все, особенно учащиеся школы, друг друга знали. Любовь к М.В. велика у нас и сейчас.
Нина Петровна вышла замуж за нашего военрука, учителя физкультуры Еремина Сергея Васильевича. Этот союз мы тоже одобрили. В школе спортивного зала не было. Уроки физкультуры проводились в коридоре, всегда были организованными, интересными. Летом занимались часто на улице. Зимой катались на лыжах вокруг пруда или всему лесу. Лыжню всегда прокладывали учащиеся старших классов. Сами учащиеся расчищали снег на пруду, катались на коньках. Под руководством Сергея Васильевича устраивали соревнования по конькам и лыжам. С лучшими спортсменами выезжали на соревнования в район, в другие школы района. Занятия спортом поощрялись, были одним из основных дел в школе. Зато не было курильщиков, алкоголиков, наркоманов. После уроков Сергей Васильевич вел спортивные кружки. С пирамидами мы выступали на праздниках в школе и в районе, занимали призовые места. А район тогда находился в Кунцево, куда мы от станции Матвеевская ходили пешком. В Кунцево проходили пионерские, а потом комсомольские слеты, различные соревнования, встречи с интересными людьми. Так из Дома Культуры Кунцево мы провожали на фронт Наташу Ковшову, Машу Поливанову, встречались с Любовью Тимофеевной Космодемьянской, матерью двух Героев Советского Союза, девушками из МГУ, помню Женю Рудневу и Марину Раскову, уходивших на фронт, в полк, летчиц, которых немцы называли «ночными ведьмами» и очень их боялись. Была встреча и с Наташей Свириной (Кочуевской) санинструктором погибшем в окопах Сталинграда.
И.В Мичурин говорил: «Людей нужно заботливо и внимательно выращивать, как выращивает садовник облюбованное им плодовое дерево». Вот так учителя, мамы (отцы погибли на фронте). Родина растили нас и вырастила достойных граждан своей страны.
Велик вклад в дело образования и воспитания нашего классного руководителя и учителя русского языка и литературы в старших классах Александры Ивановной Кузнецовой. Высокая статная, с легкой летающей походкой она покорила нас с первого взгляда, когда в первый раз вошла в класс. Ее руки завораживали, покоряли. А как она читала стихи!
После работы над романом «Евгений Онегин», мы все стали писать стихи. У кого-то эта привычка осталась до сих пор. Александра Ивановна научила нас читать программную литературу, работать в библиотеке с критическими материалами, видеть прекрасное, любить литературу русскую и зарубежную, ценить строну, в которой родились и выросли. Она научила нас понимать и ценить искусство: живопись, скульптуру, музыку, театр, кино, поэзию. Много мы посещали театров, музеев, различных выставок. Вот кто по - настоящему развивал нас умственно, интеллектуально, разносторонне. А дружба и сплоченность, а локоть друга в трудную минуту. Всем этим мы обязаны Александре Ивановне. Даже после окончания школы мы дружили с ней, делились юношескими и семейными тайными, приглашали ее на все встречи учащихся нашего выпуска. А после ее смерти собирались и ходили поклонится к ней на могилу. Строгая, величественна, справедливая, она всегда и во всем была для нас примером. Наверное, поэтому четыре девочки нашего класса поступили и окончили филологические факультеты московских педвузов и стали хорошими преподавателями русского языка и литературы. Это Пронина Л.Д. (Иванова), Хранько В.В. (Алехова), Богданова Вера, Любавская Маша.
Все года работы Александра Ивановна и Мария Степановна вели драматические кружки, ставили «Женитьбу» Н.В. Гоголя, «Ревизора», «Грозу» А.Н.Островского. Пьесы были показаны в школе, где одноклассники и родители в героях узнавали своих ребят, и в Суковском клубе, единственном культурном заведении на несколько населенных пунктов. В клубе устраивались танцы, демонстрировались кинофильмы, работали кружки: шахматный, танцевальный, хоровой, драматический. Руководили ими уже учившиеся в ВУЗах и военных училищах: Рыголин А., Андрей Николаенко, Алла Филина, Горшунова Ирина, Никитина Тамара. Участников кружков они выбирали среди округи.
Выезжали на смотры, привозили грамоты и призы. А заведовала клубом Ольга Ивановна, умеющая держать порядок во всем. Её слушались, уважали, боялись.
Сразу же после войны в школу пришел работать импозантный мужчина, офицер, фронтовик Касьянов Михаил Федорович. Он преподавал математику в нашем классе и несколько лет работал завучем. Жил он с семьей, снимая по л дома на Авиационной улице. В семье был сын Алевтин и дочь Светлана. Алевтин стал художником, а Света - дрессировщицей собачек в цирке. Оказывается, Михаил Федорович прекрасно рисовал, и его картины выставлялись не только в Москве, но и в Германии. Мы об этом тогда не знали.
Его младший сын Михаил окончил школу № 3, был сначала студентом, потом финансистом, потом заместителем министра и в конце концов, председателем Правительства Российской Федерации.
Михаила Федоровича на посту завуча сменила Нина Трофимовна Лапаева. Выдающийся математик, широкий души человек, учитель, который повел за собой многих. Необыкновенно интересными были ее уроки. У нас она преподавала математику в 10-м классе.
Вместе со страной, росло Солнцево, детей становилось больше, росло количество классов. Приехали новые учителя. Учитель математики Валентин Иванович (фамилию не помню). Начальная школа пополнилась такими замечательными учителями, как Меновщикова Лидия Ивановна, Зенова Зоя Михайловна (племянница первого директора С.П.Королева). Русский язык и литературу преподавали очень сильные, хорошие педагоги: Шефер Ирина Федоровна, Виноградова (Пильщикова) Г алина Николаевна, Шумова (Иванова) Людмила Ивановна, поставившая с учащимися спектакль А. Фадеева «Молодая гвардия». Помню, что я там играла Любу Шевцову.
Королева С.П. на посту директора школы сменил Бедняков Варфоломей Павлович, преподававший историю и конституцию. Он отличался необыкновенной мягкостью характера, верой людям, порядочностью и работоспособностью. С открытием школы в Апрелевке, он перешел работать директором туда.
А мы оканчивали школу при Матвееве Евгении Александровиче. Он преподавал математику, отличался дисциплинированностью своей, так же требовал от учителей и учащихся. Математик был, как говорили, отменный. Логика, последовательность, взаимосвязанность - вот что отличало его уроки.
Очень трудно было и учителям и ученикам во время войны. Все чаще и чаще приходили похоронки. Почти каждый дом Солнцево отдал за победу кого-то. Пайков не хватало. Люди голодали. В Солнцево построили свою пекарню. Хотя бы за хлебом не надо было бегать по окрестным деревням. По магазинам Солнцево хлеб развозил дядя Вася Дукин, пришедший с фронта инвалидом. Он потерял на войне один глаз. Возил он хлеб на лошадке. Ждали его жители с нетерпением. Ведь «хлеб - всему голова».
В годы войны лучшим временим года, была осень, как у А.С. Пушкина. Летом собирали и ели разную траву, что-то перепадало от огорода. Но вот осень - поспевает все на своих огородах: ягоды, овощи. После уроков мы
вместе с учителями ходили помогать колхозникам, убирать урожай. Собирали колоски, убирали свеклу, морковь, брюкву. За работу всегда получали натурой. Ели сами, несли, радостные и довольные, домой мамам.
В поле рожь богатая кланяется нам Нас ведет вожатая тропкой по полям Возле нас она в походе,
На прополке в огороде,
На лужайке у костра Наша старшая сестра
Летом в каникулы, мы не отдыхали, а старались подработать, чтобы помочь маме купить к зиме обувь, шапку или пальто. Одно лето мы с Валей Вышегородцевой (одноклассницей) ходили на фабрику в дер. Терешково пороть старые тряпки. Для чего, не знаю? За ночь работы получали 30 руб. «Красную тридцаточку». Это было много. Это хорошее подспорье для дома.
Зимой 1941 года, после того, как отогнали немцев от Москвы и Подмосковья, ездили в Алабино и Нару на поля, резали конину. На полях лежали замороженные туши убитых лошадей. А мясо было вкусным.
Какой веселой была жизнь в школе после уроков, в праздники. После уроков - занятия в кружках. Учились шить, вязать, много занимались спортом. Привычка к труду, спорту осталась до сих пор, сохранить здоровье и бодрость, пережить военные и послевоенные годы.
Все праздники отмечали в Первомай и Октябрьскую торжественно шли по Солнцеву, если хорошая погода, обязательно концерты самодеятельности, награды, призы, маленькие памятные подарки. Потом кусочек хлеба с повидлом или печенье. Маленькие зеленые витамины, пирожок за 5 копеек, всегда в школе можно было купить в буфете. Мы складывались и на 1 рубль, покупали целую пачку витаминов, делили, хватало на всех. Именно в «Красной» школе мы привыкли к сплоченности, дружбе, единству, взаимопомощи. Это тоже сохранилась на всю жизнь.
Воспоминания Лидии Дмитриевны перемежаются. То она вспоминает войну, то бомбежки, то голод, то своих дорогих одноклашек, с которыми училась, росла, которые сначала повзрослели, а потом постарели.
Но красной нитью в ее рассказах проходит благодарность ребят старших классов, которые их, тогда совсем юных детей, вводили в жизнь, в войну, а Нелегкий, но такой милый теперь всем нам так называемого советского образа жизни, который никогда не был понятен, например, жителям Запада или Америки и в котором родился и стал Нарицательным загадочный русский характер.
В дни 65летия Московской битвы при поддержке руководства Управы, инициативной группы, Совета ветеранов поставили в Парке Победы памятную мраморную доску, на которой у ног символического Солдата Советской Армии, погибшего за Отчизну, навечно высечены в камне имена
жителей Солнцево, отдавших свои жизни за свободу России. А тогда, 62 года назад, молодые и старые жители Солнцево встречали Победу.
Лидия Дмитриевна пишет в главе II книги И.В. Соколовой «Город Солнца» (изд. «Вече», 2001 г.). « 9 мая 1945 года был яркий солнечный день. Я шла в школу, мы учились во вторую смену. Окна домов были открыты, из окон дома №11 по 2-ой Зеленой я услышала голос Левитана, сообщавший о Победе. В Солнцево пришла Победа. Люди выскакивали из домов, плакали, обнимались, занятия в школе были отменены. Мы поехали в Москву, на Красную площадь, приняли участие во всеобщем народном ликовании. Мне хочется еще и еще раз подчеркнуть, какие замечательные люди провели свои молодые годы в Солнцеве, здесь учились и учили, здесь строили крепкие семьи, пускали корни в благодатную солнцевскую землю».
После войны, в 1945-1947 г.г. в Красную школу пришло много вчерашних офицеров, которые имели педагогическое образование, либо только поступали в педагогические институты, но занимались с ребятами физкультурой, военной подготовкой, рисованием, черчением и другими предметами.
Молодые люди, устав от войны, с обостренным чувством патриотизма, любви к победившей Отчизне, несли детям свой опыт, свою жажду мира, справедливости, знаний. Дети, особенно старшеклассники, часто воспитанные только матерями, видели в них своих отцов, погибших на фронте, старались подражать им, прислушивались к их мнению и авторитету
В единственной тогда Красной школе работали фронтовики: Степан Тихонович Маркин, Федор Степанович Канюченко, Петр Васильевич Андреев, Зоя Михайловна Андреева, Вячеслав Сергеевич Носков и другие.
У молодых учителей никогда не стоял вопрос дисциплины.
В 1948-49 г.г. трест «Главмосстрой», согласно Генеральному плану реконструкции Москвы, который был утвержден И.В. Сталиным, включился в строительство необычных для столицы архитектурных сооружений -высотных зданий.
В Москву со всей страны хлынули десятки тысяч рабочих разных специальностей, которых надо было научить, прописать и дать жилье.
В Солнцеве эти молодые ребята, в том числе и те, кто не всегда дружил с законом, энергично и без особых хлопот строили длинные утепленные бараки, похожие друг на друга, приемлемые для послевоенных лет теплые жилища, где ключом била бурная молодая жизнь, создавались семьи, рождались дети. Одна за другой появлялись улицы Калинина, Прудная, Московская, 2-я Полевая, 2-я Авиационная.
Начали строиться школы.
В период написания этой книги, мы повстречались с давним другом нашей семьи, бывшим фронтовиком, старшим лейтенантом Вячеславом Сергеевичем Носковым, который после войны преподавал физику и был завучем школы №1, а потом и директором школы №3.
Восемнадцати летним юношей попал Слава на фронт, хлебнул с избытком крови и страха, горел под Прохоровкой, где вместе с советскими и немецкими танками сгорал фашизм на ничейной земле. После войны окончил педагогический институт, женился на красавице, молодой учительнице немецкого языка Маргарите Владимировне, с которой и живет в Солнцеве пятьдесят с лишним лет...
Вот что он пишет в своих воспоминаниях: «Пришло время, когда пора подводить итоги. На память приходят люди, фотографии, события, которыми ни один десяток лет. В первую очередь такими являются наши ученики, иных уж нет, другие работают, третьи сами уже на пенсии. Очень приятно, когда тебя узнают, здороваются, подходят, рассказывают, спрашивают совета. Мало осталось учителей, с которыми я начинал работать, но память о них до сих пор в сердце.»