В ходе операции по задержанию опасного преступника сотрудники милиции использовали машины, проезжающие по МКАД, в качестве живого щита. Об этом сообщил радиостанции "Эхо Москвы" один из пострадавших Сергей Сутягин. В связи с тем, что его машина получила повреждения, а жизни водителей подвергались опасности, он намерен подать заявление в московскую прокуратуру.

Сутягин сообщил, что 5 марта этого года он двигался по МКАД на своем автомобиле Mercedes в направлении Ярославского шоссе. Его и несколько других автовладельцев остановили сотрудники ГИБДД с просьбой перегородить дорогу своими машинами.

Водители повиновались. "Буквально по прошествии 3-5 минут я посмотрел в заднее стекло и увидел, что между отбойником и другими машинами, которые стояли сзади меня, едет машина, - рассказал Сутягин в эфире "Вести 24". - И, когда она начала подъезжать ко мне на достаточно большой скорости, водитель понял, что между задней частью моей машины и отбойником он не проедет. Поэтому он принял правее и проехал, протаранив мой автомобиль и автомобиль "Волга", который стоял справа".

Позднее милиционеры объяснили Сутягину, что его в качестве "живого щита" привлекли к задержанию особо опасного преступника. При этом инспекторы даже не попросили водителей выйти из машины, а патрульные автомобили оставались по внутреннюю сторону "щита". Правда, участие водителей не помогло, преступник скрылся.

Свой рассказ г-н Сутягин разместил на YouTube. Ролик под названием "Как нами прикрываются сотрудники ГИБДД" вызвал большой резонанс в рунете.

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=p03wfPi3xgY&feature=player_embedded[/youtube]

Автомобилистов, которых заставили участвовать в операции, беспокоит вопрос: кто заплатит за разбитые машины? По словам Сутягина, сотрудники ГИБДД заявили, что возмещать ущерб им никто не собирается: автомобиль с преступниками скрылся и нет никаких шансов на возмещение ущерба. Представители руководства третьего батальона спецполка ДПС, который обслуживает тот участок МКАД, в свою очередь сказали, что не давали подчиненным разрешения на подобные действия.

Бывший начальник ГАИ: сотрудники ГИБДД не имели права так поступать

По факту использования сотрудниками ГИБДД автовладельцев и их автомобилей в качестве живого щита должно было быть "немедленно назначено служебное расследование", сообщил в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" член Совета Федерации, бывший начальник Главного управления ГИБДД Владимир Федоров.

Генерал отметил, что в обязанности сотрудника милиции и ГИБДД входит использование частного автотранспорта граждан "в случаях, прописанных в законодательстве". В этих же случаях водитель обязан предоставить сотруднику милиции свой автомобиль.

"В тех же ПДД записано, что по требованию владельца транспортного средства возмещается в установленном порядке причиненный убыток", - отметил сенатор. По его словам, водители, чьи автомобили пострадали в результате действий сотрудников ГИБДД, могли обратиться с требованием возмещения ущерба не в прокуратуру, а в ГУВД.

Однако что касается использования транспортных средств для перекрытия проезжей части, то, по словам Владимира Федорова, в административном регламенте по надзору за движением указывается, что "сотрудники ГИБДД вправе применять транспортные средства" для остановки нарушителей, но только "свои или грузовые".

Нарушение также усматривается и в том, что водителей не попросили покинуть их машины, а служебный транспорт был за "щитом". К тому же, инспекторы ГИБДД должны были объяснить водителям, для чего используются их машины. По словам Федорова, еще 5 марта, когда произошел этот инцидент, автоинспекторы должны были доложить о нем своему начальству.

Федоров добавил, что если ущерб автомобилю Сутягина был нанесен после участия в "живом щите", то по закону МВД обязано выплатить ему компенсацию. Прокомментировать эту историю в столичном ГИБДД не смогли, сославшись на отсутствие необходимой информации. В Главном управлении внутренних дел по Москве заявили, что узнали об этом происшествии из СМИ.

Юристы надеются, что на сей раз записи видеокамер не исчезнут

Представитель правительства в Конституционном, Верховном и Высшем Арбитражном судах Михаил Барщевский в эфире радиостанции "Эхо Москвы" призвал дождаться других доказательств и свидетельств, касающихся происшествия на МКАД.

"Милиционер имеет право забрать личный автомобиль в случае необходимости преследования преступника. Высадить пассажиров, водителя, сесть за руль и преследовать. При этом ГИБДД несет ответственность за все, что случится с автомобилем. Но милиция не имеет права использовать машины с гражданами в качестве щита. Для этого легко используются грузовики, снегоуборочная техника, и то без водителей", - сказал Барщевский.

По его словам, необходимо выслушать не только пострадавшего, но и вторую сторону, то есть автоинспекцию. "МКАД находится под видеонаблюдением. Думаю, что в данном случае видеозаписи не пропадут. Вряд ли вменяемые милиционеры стали бы использовать живой щит для задержания автоугонщика", - заметил юрист. Между тем, официального подтверждения инцидента пока нет.

Прецеденты

Это уже не первый провал московских милиционеров, свидетелями и участниками которого становятся случайные граждане. В апреле прошлого года в ходе спецоперации бойцы СОБРа, поджидавшие на Ленинском проспекте опасных преступников в Porsche Cayenne, случайно остановили не ту машину. Увидев цель, силовики бросились к машине, разбили в ней стекла и вытащили на проезжую часть двух мужчин. Их уложили на асфальт и потребовали сдать оружие.

Когда сотрудники правоохранительных осознали свою ошибку, на дороге появилась машина, которую они ждали. Операция повторилась. Вторая попытка оказалась более удачной, и в руках бойцов оказались настоящие преступники. Кадры задержания двух черных иномарок появились на многих порталах, в том числе, YouTube.

Сообщения о "живом щите" появились в блогосфере еще в 2008 году. Как следует из поста пользователя ЖЖ mistress-new, подобный инцидент произошел ночью 18 мая 2008 года на Каширском шоссе по направлению из центра. Водитель "девятки", которую сотрудники ГИБДД так же, как и в случае на МКАД, остановили без объяснений, заметил в зеркало заднего вида несущийся BMW и успел "прижаться" ближе к другой машине.

"...фары смещаются правее и мимо нашей машины со свистом пролетает BMW, ускоряется еще, и красные огоньки уже далеко впереди. Мент раздосадованно швыряет в след ему палкой", - пишет блогер и добавляет: "А девятка у нас старая, он бы ее просто всмятку разнес. Скорее всего были бы трупы, или что еще хуже - инвалиды на всю оставшуюся жизнь!!!"

В Москве