Секрет семейного счастья: не пытаться изменить друг друга Недавно, в День Петра и Февронии, столичные власти чествовали супругов, проживших друг с другом много лет в любви и согласии - их торжественно наградили медалями «За любовь и верность». Одна из таких супружеских пар - Ирина и Владимир Кащеевы - живёт в Солнцево. В наше время, когда разводы стали делом привычным, люди, трепетно хранящие свой семейный очаг, несмотря на годы и трудности, вызывают особое уважение. Ирина и Владимир согласились поделиться историей своей любви и секретами семейного счастья с читателями нашей газеты. Рассказ супруги вели вместе, дополняя друг друга, но никогда не перебивая, — даже в этом чувствовалась гармония их отношений.
— Когда вы познакомились?
Владимир: В нашей истории нет ничего особенного. Все началось в 1977 году, когда мы оба поступили в МЭИ.
Ирина: К слову сказать, я всегда хотела быть учителем математики, и собиралась поступать в педагогический университет, но сестра, студентка МПГУ, меня отговорила. «Ты хочешь выйти замуж или нет? У меня в группе на 30 девчонок один мальчик. Любишь математику? Выбирай: МЭИ, МАИ, МФТИ!» И я ее послушалась.
Владимир: Собственно, 1-го сентября 1977 года мы и встретились. И после этого регулярно встречались в институте еще пять лет, никак не выделяя друг друга из толпы.
— Когда же появились чувства?
Ирина: На пятом курсе мы с группой решили поехать в дом отдыха «Лесное» Истринского района. Эта поездка была волшебной. К слову сказать, мы и раньше выезжали вместе «на картошку» — на трудовую практику, но там было как-то не до романтики. Днем — бесконечные грядки с картошкой, а вечером с трудом доползаешь до кровати и падаешь без сил. Поездка в «Лесное» была совсем иной. Там и солнце как-то по-другому светило, и небо другое было, и воздух, и атмосфера какая-то обволакивающая. Там мы обратили друг на друга внимание, заинтересовались, решили присмотреться.
Владимир: Потом как-то зародилась уверенность, что нам нужно расписаться. Свадьбу назначили на 8-е января, она пришлась как раз на самую горячую для студентов пору — надо было заниматься дипломами. В итоге, диплом нам чертил мой отец, а мы справляли медовый месяц. Защитились успешно и стали устраиваться на работу. В то время в серьезных организациях проводились длительные проверки соискателей, поэтому мы отнесли документы и спокойно продолжали справлять свой медовый месяц, который на самом деле длился уже квартал. Все закончилось гневным звонком с работы: оказалось, мы должны
были выйти на работу полтора месяца назад. Пришлосьзаканчивать с медом и выходить на службу.
Ирина: Некоторое время мы работали вместе, но на самом деле я всегда мечтала быть учителем. Даже когда приходила на работу, представляла, что мои коллеги — школьники, вставала у стола и мысленно приветствовала их: «Здравствуйте, дети!». Потом родился наш сын. Выйдя из декрета, я стала целенаправленно искать педагогическую работу, и в конце концов нашла.
Владимир: Конечно, были и трудности. Когда Ира начала работать в школе, стала меньше времени уделять семье. У нас случались конфликты на этой почве, но я бы не сказал, что мы ругались. Вздорили — да, но не более. Со временем мы поняли, что не нужно никого перевоспитывать, подчинять себе. Нужно просто принимать человека таким, какой он есть.
— Может быть, какие-то события подтолкнули вас к этому пониманию?
Ирина: Это просто жизненный опыт. Если ты ходишь и все время спотыкаешься о порожек, то в конце концов ты его научишься перешагивать или отпилишь. Так и с семейной жизнью — со временем уже знаешь, у кого какие недостатки, где подводные камни и как их избегать.
Владимир: Многие пары расстаются, и я считаю, что причина тут одна — они пытаются друг друга перевоспитать. Начинают что-то делить: я свою тарелку вымою, а твою мыть не буду, — глупости все это. Какая разница, две тарелки вымыть или пять? Я всегда надеялся, что моя супруга поймет что-то и перестанет на мои недостатки обращать внимание. В конце концов, так и получилось. Она принимает меня таким, какой я есть, а я ее. Я прекрасно понимаю, что если я сделаю так-то, она будет недовольна и опять образуется острый угол, поэтому заранее уже делаю маневр, чтобы этого избежать.
— Через какие испытания довелось пройти вашему браку?
Ирина: С самым серьезным испытанием столкнулись совсем недавно — около полугода назад. Я попала в больницу, где мне поставили страшный диагноз: рак на четвертой стадии, уже неоперабельный. И Володе врачи сказали: «Вашей жене осталось два месяца, отдайте ее в хоспис, не мучайтесь». Конечно, для мужа это было ударом. Он был морально раздавлен, но потом собрался и занялся моим лечением. Все время ездил ко мне в больницу, поддерживал, выхаживал. Варил мне супчики. Многие мужчины вообще от жен отворачиваются, даже от здоровых, а он не только не отвернулся, но и все силы бросил на то, чтобы мне помочь. Каждый вечер он ищет для меня какие-то новые рецепты. Крапиву собирает в лесу. Ему уже можно писать книгу отом, как бороться с моим диагнозом.
А вообще, моя сестра, видимо, обладает даром провидения. Она на втором курсе взяла нашу общую студенческую фотографию и сказала: «Я бы на твоем месте обратила внимание на этого мальчика, Володю Кащеева». Я тогда это всерьез не восприняла, посмеялась. Ажизнь показала, что она была права, что не зря я обратила внимание на этого мальчика. Особенно это стало ясно в последние полгода.
— В чем же секрет такой крепкой семьи, как у вас?
Ирина: Нет никакого секрета. Семейная жизнь — это труд. Никто не учится на чужих ошибках, только на своих. Идети нашитоже, видимо, не исключение. Дочь пока не замужем, а сын в своем браке сейчас проходит через те же этапы, что и мы с Володей проходили когда-то. Очень надеюсь, что и они с женой придут к пониманию, что не нужно никого исправлять.
Владимир: В семейной жизни нужно всегда учиться чему-то друг у друга. Мы с супругой достаточно разные люди. Она любит компании, я - не очень люблю. У нее друзей - половина Солнцево, а я, как меня в шутку называет жена, «карась-индивидуалист». За последние полгода я понял, что друзья незаменимы. Когда Ира болела, они нам очень помогли. В одиночку я бы не справился. Это было бы просто физически невозможно. А друзья подключились, подталкивали меня, звонили, с
кем-то договаривались. И я уже на автомате шел за ними, что-то делал. Ира научила меня, что друзья — это очень много, очень здорово, очень правильно. Она всегда говорила, что без друзей жить невозможно. И я теперь двумя руками «за». Если раньше ее друзья и подружки не могли сказать мне все, что угодно, потому что в ответ могли услышать почти грубые слова, то теперь им позволено все.
Ирина: А я иногда преклоняюсь перед теми вещами, которые он знает и умеет. Куда бы мы ни пошли, он везде как энциклопедический словарь: рассказывает и растолковывает. Его интересно слушать и мне, и детям. Я даже не знаю, откуда у него все эти знания. В лесу каждую птичку, каждую букашку может назвать.
Еще Володя много всего делает руками. Однажды мы отдыхали в Феодосии с сыном. С нами были еще две семьи друзей, тоже с сыновьями. И встал вопрос, какие игрушки брать с собой. Я себе голову сломала, как детей развлекать. А муж взял ножик, доску деревянную, выпилил из нее палочку — чижа — и весь отпуск играл в него с детьми. Мальчишки были в восторге, каждый день ждали вечера, когда мы вернемся с моря, чтобы поиграть с Володей в чижа. В общем, он из ерунды может сделать что-то затейливое. Несмотря на то, что работаю в школе, мне все эти выдумки гораздо сложнее
даются. Ау него все непроизвольно получается.
— Какой совет вы могли бы дать молодым семьям?
Владимир: Повторюсь: не пытаться друг друга исправить. А еще муж и жена должны иногда отдыхать друг от друга. Ира любит Красное море и ездит туда с дочерью, а я в это время отдыхаю дома, потому что на работе командировок хватает. В отношениях тоже время от времени полезно недолго побыть порознь.
Беседовала Ольга Богомолова
На Западе Москвы - Солнцево №9(29) июль 2012 год