Столичное метро в ближайшие годы будет строиться рекордными даже для советских времен темпами. В соответствии с утвержденным накануне 77-летия метрополитена планом, за восемь лет будет построено более 150 км линий, около 70 станций, а также пять новых электродепо — это приблизительно равняется всему, что было построено за первые 30 лет существования метрополитена в Москве. Так, к 2020 году метро придет в Коммунарку, Кожухово и на север Дмитровского шоссе.
Программа развития Московского метрополитена обсуждалась в апреле на заседании мосправительства, а 4 мая, в канун 77-летия со дня открытия столичного метро, было подписано постановление правительства Москвы 194-ПП, утверждающее перечень объектов перспективного метростроя. По этому постановлению до 2020 года включительно будет построена еще одна кольцевая линия (ТПК — Третий пересадочный контур), три новых радиуса (Кожуховский, Солнцевский, вдоль Киевского шоссе), пять метродепо. Также построят продления, станции пересадки на остальных линиях и реконструируют еще пять депо.
«До 2020 года метрополитен увеличится в 1,5 раза, и соответственно увеличится шаговая доступность станций метро и снизится перегруженность ряда линий. Данная программа является минимальной для развития города», — заявлял на заседании правительства 25 апреля мэр Сергей Собянин. В настоящее время протяженность линий метро в Москве приближается к 300 км. Вместе с обновлением подвижного состава такой размах строительных работ обойдется городу в 100 млрд руб. ежегодно — это чуть менее 10% его доходов. В 2012 году сумма будет несколько меньше — 73 млрд рублей.
Уже в этом году можно ожидать открытия второго вестибюля станции «Марьина Роща», продления Калининской линии в Новокосино, строительства еще одной станции на Арбатско-Покровской линии за «Митино» («Пятницкое шоссе»). Построят также продление Замоскворецкой линии от «Красногвардейской» до «Алма-Атинской». Кроме того, ожидается реконструкция одного из наиболее свежих депо — «Печатники».
В 2013 году транспортники планируют начать воплощение амбициозных проектов — новых радиусов и второй кольцевой линии. К концу года ожидается сдача первого перегона Калининско-Солнцевской линии от «Делового центра» к «Парку Победы» (эта станция станет пересадочной). «Ну теперь у нас каждый день будет как на День Победы», — сокрушается Елена Бекетова, живущая на площади Победы. Кроме того, в 2013 году появится линия, соединяющая «Улицу Старокачаловскую» Бутовской линии с «Битцевским парком» Калужско-Рижской линии.
В 2013 году продлят перегруженную Таганско-Краснопресненскую линию от «Выхино» на одну остановку — новую станцию назовут «Котельники». Откроют также уже существующую, но не имеющую выходов станцию «Спартак» между «Щукинской» и «Тушинской». Появится второй выход у станции «Бауманская» (и тут же закроется на реконструкцию первый), а в Митине и Братееве будет возведено сразу два электродепо.
Дальнейшие планы мэрии, кажется, практически неизбежно будут скорректированы по срокам. Люблинско-Дмитровская линия пройдет на север до станции «Дмитровское шоссе» в северной части Бескудникова, будет построена пропущенная когда-то пересадка с Кольцевой линией («Суворовская»). От «Авиамоторной» пойдет на восток Кожуховская линия, на которой будет в том числе станция «Стахановская». В сторону Солнцева пройдет линия от «Парка Победы» через Раменки, которая на другом конце соединится с Калининской линией на «Третьяковской». Будет возведен Третий пересадочный контур через станции «Динамо», «Полежаевская», «Авиамоторная», «Кунцевская», «Проспект Вернадского».
Вдоль Киевского шоссе появится хордовая линия в направлении Коммунарки. Два других аналогичных проекта — метро в Бирюлево и загородная ветка в Рублево-Архангельское — в окончательный вариант плана не вошли. Впрочем, в поданных правительству РФ для обсуждения софинансирования документах не имеется и ряда запланированных линий, в том числе хорды по Киевскому шоссе.
Планы метростроителей опираются на достаточно давние разработки и вполне оправданны, считает исследователь столичной подземки Владислав Лавров. Это относится и к новой кольцевой линии ТПК, которая выглядит самым трудновыполнимым элементом плана. По имеющимся расчетам, загрузка ТПК от «Хорошевской» до «Петровского парка» в утренний час пик будет более 20 тыс. пассажиров, от «Петровского парка» до «Рижской» — более 30 тыс., при этом ожидается снижение пассажиропотока на участке «Динамо»—«Павелецкая», «Савеловская»—«Чеховская», «Рижская»—«Тургеневская», незначительно — «Комсомольская»—«Белорусская».
Однако сумеет ли современный метростроительный комплекс Москвы обеспечить такую скорость строительства — неясно. Запланированные темпы строительства превышают советские показатели — средняя скорость строительства метро с 1935 по 1990 год составляла около 14 км в год. На пике мощности «Мосметростроя», в начале 1970-х годов, появились планы развития метрополитена в его нынешнем запланированном масштабе — предполагалось дотянуть радиусы до Мытищ и Белой дачи. Однако выполнить такой план оказалось невозможным. Смогут ли осуществить планы в нынешних условиях — неизвестно.
Прецедент рекордных темпов метростроительства в истории Москвы уже имелся — при попытке радикально повысить скорость строительства подземки в конце 1950-х и в 1960-х годах применялись инновационные технологии, которые позже себя не оправдали и были отставлены. Самый известный из подобных приемов — применение быстросхватываемого засоленного цемента, в результате чего построенный в 1958 году Лужнецкий метромост и станция «Ленинские горы» оказались недолговечными и были закрыты с 1983 по 2002 год.