За четыре года в подземке проложат две новые линии

Калининская линия метро, которая сейчас ограничивается участком «Новогиреево» – «Третьяковская», станет втрое длиннее и соединит с центром города районы за МКАД на западе столицы. По пути «желтая» ветка свяжет между собой «красную», «синюю», «голубую» и Кольцевую линии.

Еще одна новая линия - Третий пересадочный контур - соединит пять существующих веток. Строительство большинства новых станций завершится до конца 2015 года.

Деловой центр свяжут

с окраинами

Сегодня попасть в ММДЦ «Москва-Сити» можно лишь по Филевской линии. На территории делового центра расположены две станции - «Выставочная» и «Международная». Но те, кто ездит в деловой центр регулярно, знают, что поезда туда ходят реже, чем на остальных линиях, порой приходится ждать до 15 минут. Между тем башни достраиваются, количество рабочих мест здесь постоянно растет. От этого загруженность «голубой» ветки всегда высокая. Через два года основное строительство в «Сити» завершится, и Филевскую линию со всеми ее пересадочными узлами ждет настоящий коллапс. Чтобы перераспределить пассажирские потоки, связав ММДЦ с разными частями, в «Сити» заведут еще одну линию - Калининскую, со станцией «Деловой центр», которая сейчас активно строится.

Первым будет введен в эксплуатацию отрезок, который свяжет станцию «Деловой центр» с «Парком Победы» Арбатско-Покровской («синей») линии. Открытие движения на участке «Деловой центр» - «Парк Победы» намечено на 2013 год. Затем планируется продлить Калининскую ветку на восток и на запад от «Делового центра».

На запад линия пройдет через районы Дорогомиловский и Раменки. Рассматривается возможность продлить ее до Очакова, Солнцева и Новопеределкина. Отсюда уже прижившееся, хотя пока еще не официальное новое название «желтой» ветки - Калининско-Солнцевская.

На востоке «желтая» ветка соединится со станцией «Третьяковская». На этом направлении Калининско-Солнцевской линии построят еще несколько станций в самом центре Москвы: «Волхонку», «Плющиху», «Кутузовский проспект». «Волхонка» будет пересадочной со станцией «Кропоткинская» Сокольнической линии. «Плющиха» соединится со «Смоленской» Арбатско-Покровской линии, а впоследствии и со «Смоленской» Филевской линии. «Кутузовский проспект» станет пересадочным узлом с будущей станцией «Конюшковская» Кольцевой линии (между «Киевской» и «Краснопресненской»). В 1950-х годах при строительстве «кольца» для нее было оставлено место под сегодняшней площадью Свободной России. Ввести в строй новые станции «желтой» ветки намечено уже в 2015 году, «Конюшковскую» запланировано построить до 2020 года.

Видимый контур

Кроме того, считают в мэрии, необходимо увязать Калининско-Солнцевскую линию с Третьим пересадочным контуром. (Вторым контуром считается Кольцевая линия, Первым - станции в самом центре Москвы с большим количеством пересадочных узлов.)

По словам руководителя департамента строительства Москвы Андрея Бочкарева, на Третьем контуре будет пять станций, четыре из которых станут пересадочными. «Нижняя Масловка» - на станцию «Савеловская» Серпуховско-Тимирязевской линии, «Петровский парк» - на станцию «Динамо» Замоскворецкой линии, «Хорошевская» - на «Полежаевскую» Таганско-Краснопресненской линии. Предстоит построить еще одну станцию «Деловой центр» с пересадкой на одноименную станцию Калининско-Солнцевской линии и на «Выставочную» Филевской линии. Беспересадочной будет станция «Ходынское поле». Все пять новых станций планируется ввести в эксплуатацию до конца 2015 года.

По словам Сергея Кидяева, вице-президента ЗАО «Объединение «Ингеоком», генподрядчика по строительству Третьего пересадочного контура, возведение новых станций никак не скажется на работе метрополитена.

- Проходка тоннелей Третьего пересадочного контура не повлияет на работу действующих линий метрополитена. Все пересечения запроектированы с учетом безопасности. Единственным видом работ, который заметят пассажиры, станет врезка в существующие станции и пересадочные узлы. Однако связанные с этим неудобства мы сведем к минимуму, - утверждает господин Кидяев.

Что светит Солнцеву

Калининско-Солнцевскую ветку начали проектировать 40 лет назад. За это время проекты ее маршрута и глубины заложения неоднократно менялись. Первоначально линия была задумана как продление Арбатско-Покровской от «Киевской» до «Солнцево». Однако от этой идеи отказались. В конце 1980-х годов был принят проект Солнцевско-Мытищинской хордовой ветки. Она должна была пройти от Новопеределкина до Мытищ по маршруту: Боровское шоссе (со станцией на пересечении с улицей Шолохова), Солнцевский проспект (со станцией на пересечении с улицей Щорса), Мичуринский проспект (со станциями «Олимпийская деревня», «Мичуринский проспект», «Ломоносовский проспект»). Далее по Университетскому проспекту (со станцией на Мосфильмовской улице), затем до Поклонной горы с пересадкой на «Парк Победы». Оттуда линия должна была идти через Экспоцентр на Красной Пресне, «Беговую», «Савеловскую», районы Марьиной Рощи и ВДНХ - на Ярославское шоссе до Мытищ.

После перестройки проект сочли слишком сложным и дорогим. Хорда шла не по периферии, как задумывалось, а - значительной своей частью - по центру города. Это неизбежно требует перекладки коммуникаций, в центре практически невозможно строительство более дешевым открытым способом. В итоге на перспективной схеме 1993 года от линии, которая пересекала всю Москву и соединяла тогда еще подмосковное Новопеределкино и город Мытищи, остался лишь участок от Солнцева до «Парка Победы».

Тем временем окраинные районы Москвы Солнцево и Новопеределкино становились все многолюднее. В 2002 году было решено провести в Солнцево легкое метро от станции «Юго-Западная» Сокольнической линии. В отличие от Бутовской ветки легкого метро, которая представляет собой просто продолжение Серпуховско-Тимирязевской линии с более короткими станциями, Солнцевская была задумана как распределительный контур с пересадочными станциями. Тем не менее, проанализировав эту схему, проектировщики пришли к выводу, что строительство нецелесообразно, и решили вернуться к планам прокладки классического метро от «Парка Победы». Спустя несколько лет был разработан сегодняшний маршрут.

Александр Шибанов

«Московская перспектива»

http://www.mperspektiva.ru/article/a-2566.html