Столица с трудом привыкает к новым штрафам. Десять лет штраф за безбилетный проезд в московском транспорте составлял 100 рублей, а 2 года назад, в связи с принятым законом "О внесении изменений в КоАП", контролеры вообще лишились права взимать штраф и могли лишь "тактично" попросить "зайца" оплатить проезд у водителя, либо сойти на следующей остановке. Между тем, по информации Мосгортранса, ежедневно от 20% до 30% пассажиров ездят "зайцами", контролеры уверяют, что безбилетники есть абсолютно в каждом автобусе.
Поправки в столичный КоАП, увеличивающие штраф для безбилетников до 1 тысячи рублей, вступили в силу 27 июня. "Приучать" пассажиров к новой сумме наказания контролеры начали с помощью сотрудников ОМОНа. Сотрудники правоохранительных органов участвуют в рейде на тот случай, если безбилетный пассажир отказывается предъявлять документы, удостоверяющие личность, - тогда его могут отвести в отделение.
Корреспондент ЖЖ-сообщества RIDUS-NEWS поучаствовал в одном из рейдов. Операции по выявлению "зайцев" проводят два контролера и трое полицейских. На конечной находится микроавтобус 2-го оперативного полка полиции, готовый быстро подъехать, если понадобится отвезти упирающегося пассажира в отделение.
Существует два типа контролеров, работающих в паре. Первый представляет ГКУ "Организатор перевозок" и имеет право оштрафовать безбилетника. Контролер одет в синюю форму, у него должен быть жетон, удостоверение-книжка. Второй контролер – сотрудник "Мосгортранса": белая форменная рубашка, удостоверение на ленточке и ПУК - переносное устройство контроля. Он не может оштрафовать, зато имеет право изымать "Социальные карты москвича". Каждый контролер обязан иметь наряд-задание с указанным временем работы и маршрутами.
Первый же задержанный в ходе рейда безбилетник попадается с чужой социальной картой. Сначала контролер "Мосгортранса" составляет акт об изъятии карты и продает билет за 28 рублей. Затем контролер ГКУ выписывает квитанцию на оплату штрафа. Взимать штраф на месте никто не имеет права - у пассажира есть 30 дней, чтобы оплатить квитанцию в любом отделении Сбербанка.
Как выяснилось, "зайца" с чужой картой находящийся в салоне контролер может определить по звуку валидатора. "Социалка" звучит иначе, чем проездной талон. По возрасту пассажира оценивается вероятность, может ли он ее иметь.
Одна из схем безбилетного проезда - пройти по чужой соцкарте, а контролеру показать студенческую транспортную карту тоже не работает. ПУК – переносное устройство контролера определит, когда карта использовалась в последний раз. На получение новой социальной карты ее настоящий владелец потратит минимум месяц, и все это время не сможет пользоваться льготами. При повторном нарушении карту отберут насовсем. Однако, уточняет корреспондент, чужие соцкарты на детей моложе 10 лет не отбираются - обычно они принадлежат многодетным и малообеспеченным семьям.
Практически все "попавшиеся" пассажиры заявляют, что у них нет паспорта, поскольку, если нет документа, не на кого составить протокол. Однако в таком случае, привлекаются сотрудники полиции. Между тем, как отмечает корреспондент, задача контролера не наказать, а объяснить, привить мысль, что проезд необходимо оплачивать.
Задержанные безбилетники по-разному реагируют на происходящее. Некоторые пытаются сбежать, другие заявляют, что они инвалиды или едут в больницу. Увидев заходящих контролеров, 2-3 пассажира обязательно "вдруг" решают выйти, примерно такое же количество стоящих на остановке людей передумывают ехать. Полицейские в шутку предлагают сначала заблокировать выходы из автобуса, а потом уже входить.
Бывают случаи, когда у "зайца" оказывается при себе неиспользованный билет, тогда он спешит к турникету, чтобы пробить его. Однако и это не спасет от штрафа, так как перед входом в салон контролер всегда отмечает через валидатор время своего появления – все билеты, пробитые позже – недействительны. Блоггер добавляет, что стыд испытывают меньше десяти процентов пойманных. Реакция подавляющего большинства – резкий негатив. Одну женщину-контролера даже укусила девушка, отстаивая нарушение своих "конституционных прав" при проверке оплаты проезда. А пассажиры практически всегда встают на сторону "зайцев".
Напомним, уже прошедшие рейды по выявлению безбилетников на общественном транспорте показали, что новую систему сбора штрафов предстоит как следует отработать. Подобные рейды будут проходить ежедневно, но, по сути, безбилетники могут полагаться на волю случая еще два месяца - полностью сформировать штат службы ревизоров планируется к концу лета.
Москвичи восприняли нововведение негативно. Накануне вступления новых поправок в силу в центре столицы прошел митинг, участники которого требовали "не вводить драконовские санкции", а снизить стоимость проезда и усилить борьбу с изготовителями поддельных проездных.