Авиаперевозчики пытаются отстоять свое право удерживать плату за возврат авиабилетов. На прошлой неделе Солнцевский суд встал на сторону авиакомпании Sky Express в ее споре с обществом защиты прав потребителей «Общественный контроль» по вопросу о правомерности взимания платы за аннуляцию билета.
Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» от лица неопределенного круга лиц подало в суд на авиакомпанию Sky Express за нарушение, как им показалось, положений ст. 108 Воздушного кодекса. В соответствии с ней пассажир имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 ч до вылета «и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму». Если пассажир отказывается позднее 24 часов, то ему должна быть возвращена полная сумма, но с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% суммы, уплаченной за авиабилет.
Однако фактически, даже если авиабилет сдается более чем за сутки, авиакомпании (ссылаясь на п. 7 и 93 Федеральных авиационных правил) удерживают определенную комиссию. Так, в авиакомпании Sky Express ее называется платой «за операции по аннулированию бронирования и осуществлению расчета сумм, подлежащих возврату», которая составляет 519 руб. за каждый сегмент полета. В авиакомпании S7 размер этой комиссии составляет уже 700 руб. (или 20 евро), в «Трансаэро» на внутренних рейсах — 1490 руб., а на международных — 40 евро. «В рамках требований действующего законодательства Sky Express и была рассчитана плата, исходя из фактических трудозатрат авиакомпании, связанных с проведением операций по аннулированию бронирования перевозки», — отмечают в компании. На прошлой неделе Солнцевский районный суд Москвы признал правоту авиакомпаний в отношении взимания платы за оформление возврата авиабилета.
«В настоящий момент окончательной мотивировки еще нет. Первоначально был подан иск по конкретному потребителю, и суд принял нашу сторону, однако во втором иске по неопределенному кругу лиц суд нам отказал», — сетует юрист общества защиты прав потребителей Алишер Захидов. По его словам, они будут обжаловать данное решение с привлечением Московской транспортной прокуратуры как третьей стороны. В прокуратуре РБК daily отметили, что сейчас в суде находится еще ряд исков о признании подобных сборов незаконными.
Это не окончательная победа авиакомпаний, считает адвокат Сергей Жорин (ранее представлял интересы пассажиров, застрявших в аэропортах во время предновогоднего авиационного коллапса). «Мы столкнулись с проблемой, что разные судьи по разному рассматривают вопрос, что главнее в авиации, Воздушный кодекс или закон «О защите прав потребителей», — отмечает юрист. По его словам, суды, принимая иски по месту нахождения авиакомпании, из-за своей перегруженности часто отказывают потребителям, боясь, что другие пассажиры завалят их подобными претензиями.
Читать полностью: http://www.rbcdaily.ru/2011/05/30/indus … 9980331613