Водителя на дороге постоянно подстерегают неприятности. Как говорят в народе: если сам ни в кого не врежешься, так в тебя въедут. Любая авария – это расходы на ремонт. Кроме того, машину могут помять или поцарапать на стоянке, ее могут угнать, на нее может свалиться сосулька с крыши, ее могут поджечь и т.п.
Единственный способ предусмотреть все возможные риски, вплоть до падения метеорита, – оформить страховку КАСКО, один из наиболее популярных видов автострахования.
Что такое КАСКО?
У некоторых неприятных происшествий с вашей машиной есть виновник, с которого можно стребовать деньги на ремонт. Но нередко автовладелец остается один на один со своей бедой. Да и не с каждого виновника будет легко получить возмещение ущерба. К примеру, если машина провалится в дорожный люк, открытый по халатности коммунальщиков, судиться с ними придется долго и упорно. А виновник аварии может отказаться платить и при этом не уластся ничего существенного получить с него и по суду, если он окажется гол как сокол.
Но каждый владелец автомобиля может быть относительно спокоен, если застрахует его сохранность. Автострахование КАСКО гарантирует возмещение расходов на покрытие ущерба, полученного автомобилем от разного рода причин. Владелец полиса КАСКО получает компенсацию, если машина получила повреждения в дорожно-транспортном происшествии, в результате хулиганских действий, пожара, взрыва, стихийного бедствия. Также гарантирован возврат стоимости автомобиля, пропавшего в результате угона или хищения. Но вот если поломка произошла в ходе эксплуатации, претендовать на оплату ремонта за счет страховщика нельзя. Например, если ваш двигатель вышел из строя из-за того, что вы заливали в бак дешевый некачественный бензин, страховую выплату вам не получить.
Кроме самого автомобиля, в рамках страхования автоКАСКО можно застраховать и установленное на нем дополнительное оборудование. Таковым считается любое оборудование, не входящее в его комплектацию, согласно инструкции завода-изготовителя. Например, дополнительный багажник на крыше, элементы тюнинга и т.п.
Что дает КАСКО?
Существует два варианта страхования КАСКО: полное или частичное. Естественно, они различаются своей стоимостью.
Полное автоКАСКО гарантирует страховую выплату при ущербе машине от столкновения, наезда, удара, падения, опрокидывания, взрыва при движении по дорогам, прилегающим территориям или при стоянке, остановке. Повреждениями в ДТП считаются и последствия от падения тяжелых предметов на транспортное средство. К стихийным бедствиям относят удар молнии, взрыв, обвал, оползень, бурю, вихрь, ураган, град, ливень, паводок, наводнение. В перечне причин ущерба фигурирует и пожар, возникший вследствие внешнего воздействия, в том числе из-за противоправных действий третьих лиц.
Кроме того, полное КАСКО покрывает ущерб от любых злоумышленных действий против вашей машины – угона, хищения, вандализма и т.п.
Полное автоКАСКО, как правило, предусматривает бесплатные сопутствующие услуги, такие как эвакуация с места происшествия, выезд аварийного комиссара, оплата такси, на котором водитель и пассажиры будут добираться домой с места аварии, порой даже аренда машины на время ремонта собственного автомобиля. Также нередко полное КАСКО обеспечивает возможность обращаться за возмещением небольшого ущерба без каких-либо документов из ГИБДД.
Выбрав частичное автоКАСКО, можно неплохо сэкономить на страховке. Но главный недостаток такой страховки заключается в том, что она покрывает не все страховые риски.
Программы частичного автоКАСКО в разных компаниях имеют некоторые отличия, но в целом действуют общепринятые стандарты. В большинстве случае частичное КАСКО позволяет застраховаться от любых опасностей повреждения или уничтожения автомобиля, но не предусматривает страховой защиты от угона или хищения.
Кстати, многие водители, наоборот, хотели бы застраховать автомобиль только от угона. Но в российской практике такие варианты частичного автоКАСКО практически не встречаются. Очень редко страховые компании предлагают услугу страхования автомобиля только от угона. Делается это исключительно при условии, что вы установили на свой автомобиль радиопоисковую систему. Но большого смысла в такой комбинации нет. Установка радиопоисковой системы, скорее всего, выльется в такую сумму, что вам будет дешевле оплатить полное автоКАСКО.
Как оформить полис КАСКО?
1. Для начала вам следует изучить тарифы по стоимости КАСКО (ЛИНК НА ТАРИФЫ КАСКО), предлагаемые на те или иные машины российскими страховыми компаниями.
2. Для заключения страхового договора и оформления полиса КАСКО вам необходимо предъявить паспорт или заменяющий его документ, свидетельство о регистрации и паспорт транспортного средства (ПТС), водительские права всех, кто будет допущен к управлению. Если впоследствии в числе тех, кто садится за руль автомобиля, появится новое лицо, об этом надо будет обязательно уведомить страховую компанию. В противном случае, если страховой случай наступит в тот момент, когда автомобилем будет управлять «неучтенный» водитель, никакого возмещения по автостраховке не видать.
3. Для оформления полиса КАСКО вы должны представить свой автомобиль на осмотр, чтобы представитель страховой компании мог оценить его состояние своими глазами. Это делается в целях профилактики страхового мошенничества: жулики могут выдать имеющиеся повреждения за последствия аварии, произошедшей после заключения страхового договора, и потребовать возмещения убытков.
«Без предварительного осмотра страхование КАСКО возможно только том в случае, если клиент забирает новый автомобиль из салона и предоставляет договор с перечнем дополнительного оборудования и комплектации», – предупреждает Анна Максимова, начальник департамента страховой компании «ПАРИ».
«Конечно, можно заключить договор и без осмотра машины, но он вступит в силу только после предъявления автомобиля страховщику», – уточняет Екатерина Евланова, начальник управления автострахования страховой компании «МАКС».
4. Помните: страховая защита по полису КАСКО чаще всего начинает действовать сразу после оплаты полиса, либо первого взноса по нему, или же на следующий день. Порой страховая компания устанавливает специальные условия. К примеру, компания «ИНТАЧ» при оформлении КАСКО на новый автомобиль позволяет отсрочить оплату полиса на неделю, причем срок действия страховки начинается с момента подачи клиентом заявки на приобретение страховки. Аналогичным образом на 15 дней предоставляется отсрочка по оплате страховки при ее продлении на новый срок.
5. Договор страхования КАСКО традиционно заключается на 1 год. Затем вы можете продлить его действие, заблаговременно написав соответствующее заявление в страховую компанию. Но при желании можно оформить страховку и на больший, и на меньший срок.
6. Если вы продаете или дарите автомобиль, надо обязательно уведомить об этом страховую компанию, поскольку смена владельца служит основанием для досрочного расторжения договора. При этом существует три варианта решения дальнейшей судьбы полиса КАСКО. Можно перевести договор на другое транспортное средство, если взамен старой машины приобретается новая, и до конца срока действия страхового договора осталось не меньше двух месяцев. Но этот способ годится только в том случае, когда страховые тарифы на старую и новую машины совпадают. Еще один вариант – переоформить договор страхования на нового владельца. Третий вариант – расторгнуть договор КАСКО.
Сколько стоит полис КАСКО? (стоимость КАСКО)
Страхование КАСКО стоит немалых денег. При страховании полного КАСКО цена полиса составляет обычно от 7% до 18% стоимости автомобиля. Поэтому желание найти компанию, предлагающую низкие расценки, закономерно и понятно. Однако дешевая услуга может обойтись впоследствии очень дорого. Чересчур выгодная цена страхового полиса часто либо служит признаком нечистоплотного ведения дел, либо говорит о том, что в компании неважно обстоят дела и клиентов здесь стремятся привлечь любым путем. В обоих случаях компания в любой момент может прекратить свою деятельность.
Бытует мнение, что автостраховка пропасть не может. Мол, если компания по своим обязательствам отвечать не будет, государство возьмет на себя выплату компенсаций по ее договорам. Однако это верно только для обязательного страхования автогражданской ответственности. А автострахование КАСКО же относится к добровольным видам страхования, и никаких гарантий от государства владельцам таких страховок не положено. Если страховая компания разорится, деньги, уплаченные за КАСКО, вероятнее всего, вернуть не удастся, разве что при помощи коллекторских агентств. Поэтому, собираясь приобрести полис КАСКО, правильнее будет ориентироваться не столько на цены, сколько на репутацию компании. Надежнее всего большие компании с большим стажем работы. А вот уже среди них надо поискать, о ком лучше отзываются клиенты, и изучить тарифы КАСКО.
Минимальная цена полиса КАСКО по тарифу, который можно условно назвать «рациональная защита», составит около 2,5% от стоимости автомобиля. А вот о средних тарифах говорить затруднительно.
«Касательно КАСКО понятия средних страховых тарифов, как такового, нет, – поясняет в интервью порталу 123Strahovka.ru Михаил Лапушинский, руководитель финансового портала Bankir.Ru. – Каждая страховая компания ведет свою статистику по той или иной модели автомобиля и, основываясь на ее данных, назначает базовый тариф на каждую модель автомобиля».
В тарифах КАСКО заложен довольно длинный ряд повышающих и понижающих коэффициентов, которые отражают разного рода риски. Учитываются стоимость машины, ее марка и модель, тип кузова и КПП, год выпуска, объем и мощность двигателя, длина пробега, количество лиц, допущенных к управлению, их пол, возраст, семейное положение и водительский стаж. Новички, дорожные «асы», «гонщики» страхуются на разных условиях, поскольку каждой условной группе соответствует определенный набор рисков разного уровня.
Посмотреть тарифы КАСКО можно здесь.
От чего зависит цена КАСКО?
Стоимость КАСКО зависит от многих факторов. Например, статистика показывает, что некоторые марки и модели автомобилей пользуются особой популярностью в среде угонщиков, а другие напротив, почти их не интересуют. Логично, что для первых действует повышающий стоимость страховки коэффициент, а для вторых – понижающий. В 2008 году преступники демонстрировали патриотизм: больше всего их интересовали ВАЗ-2114 и ВАЗ-2112. Среди иномарок лидерство в статистике угонов принадлежит Toyota, особенно Toyota Corolla и Toyota Camry. Второе место по частоте угонов заняла Mazda, третье поделили Volkswagen и Honda.
Степень износа автомобиля в страховых тарифах КАСКО тоже учитывается, но для стоимости полиса этот момент не имеет существенного значения. Дело в том, что с увеличением возраста автомобиля, с одной стороны, растет его страховой тариф – стоимость полиса, выраженная в процентах от стоимости транспортного средства, но с другой, стоимость самого автомобиля снижается. Так что стоимость КАСКО для подержанной машины может оказаться ниже, чем на новый автомобиль. Степень износа играет решающую роль только в одном случае – большинство компаний не соглашаются страховать автомобили старше 10 лет. Стоимость автомобиля становится настолько низкой, что страховка КАСКО принесет компании сплошные убытки.
Стоимость КАСКО может быть и уменьшена за счет скидок. Некоторые компании делают скидки водителям с детьми. Нередки случаи дискриминации по половому признаку: если водитель – женщина, это считается поводом для применения коэффициента, повышающего стоимость КАСКО.
Нетрудно догадаться, что чем опытнее водители, тем ниже будет для них стоимость КАСКО, и наоборот. Хотя это правило действует не всегда: обычно страховые компании применяют повышающие коэффициенты для водителей младше 21–22 и старше 65 лет, поскольку статистика показывает, что именно им свойственно чаще всего попадать в аварии. Если к управлению автомобилем допущено несколько водителей, то цена полиса будет рассчитываться по самым худшим показателям стажа и возраста. Применят повышающий коэффициент, соответствующий самому молодому или самому старому, самому неопытному водителю.
Ну, а дороже всех за полис КАСКО платят те, кто приобретает машину в кредит. Во-первых, они лишены возможности выбирать, придется подчиняться требованиям банка, который всегда будет настаивать на полном варианте автостраховки – то есть самом дорогом по стоимости КАСКО. Кроме того, часто в стоимость полиса включается и комиссия банка, поскольку он поставляет страховой компании клиентов. Получается, что, покупая автомобиль в кредит, за полис КАСКО приходится платить больше, чем при прочих равных заплатил бы клиент «с улицы».
На чем можно сэкономить?
Существует несколько вариантов сэкономить на автостраховке. Например, почти все компании готовы предоставить рассрочку по оплате автострахования КАСКО, кто на три месяца, кто на шесть, а кто и на девять. Графики внесения платежей могут быть самые разные, в два приема за три месяца или за полгода, ежеквартально, в три платежа — половину суммы при заключении договора страхования и по 25% в течение двух ближайших кварталов. В то же время существует общая закономерность: за редкими исключениями, половина стоимости полиса выплачивается сразу, при заключении договора страхования. Но рассрочки и отсрочки никогда не бывают бесплатными. Поэтому стоимость полиса будет ниже, если платить сразу, а не частями. Причем страховая защита действует в полном объеме уже после выплаты первого взноса по страховке КАСКО.
При желании можно застраховать автомобиль на неполную стоимость. В этом случае страховое возмещение по ущербу будет выплачено пропорционально страховой сумме. Тут все просто. Например, если автомобиль застрахован на 70% его стоимости, страховые выплаты тоже составят не более 70% от суммы, которую возмещение составило бы при автостраховании КАСКО на полную стоимость.