Илья Бухтуев
Общественный транспорт, возможно, избавится от турникетов. Автоматизированная система контроля проезда, существующая в Москве с 2002-го года, должна была встать на пути безбилетников. Но оказалось, что "зайцам" турникеты не помеха. Зато устройства не раз становились причиной многочисленных жалоб добросовестных горожан. Прежде, чем войти в салон, пассажирам нередко приходится выстраиваться в длинные очереди.

Узкую улочку Измайловский вал часто со словесными перепалками и авариями делят трамваи, маршрутки и легковой транспорт. Эта нелегкая борьба за место на проезжей части начинается в 7 часов утра и утихает только к полуночи. Невольные виновники здешних дорожных конфликтов - пассажиры общественного транспорта. Посадка в трамвай растягивается на 5 минут. Пока проходят одни, подбегают другие. Не успеешь оглянуться - возникает пробка.

"Бывает, что нервирует, очень уж долго стоят и проходят", - говорит водитель. Время посадки лишь отчасти увеличивают сами пассажиры. Это, как правило, пенсионеры, но их медлительность объяснима. Нерасторопность тут не главный фактор. Очереди создают трамвайные турникеты.

"Замедляет, естественно, стоишь, мерзнешь, да еще с ребенком. Очередь такая, чтобы зайти. Толпа всегда такая, такие хвосты", - жалуются пассажиры.

Покупка билета у водителя, валидатор, не с первого раза считывающий карту, человек с большими сумками - те, кто постоянно пользуются общественным транспортом знают: турникеты увеличили общее время поездки на 10-15 минут минимум.

"Если вдруг утром опаздываешь. Если бы 2 турникета, тогда было бы более-менее", - продолжают пассажиры. Проанализировав ситуацию, в мэрии задумались, а не отказаться ли от турникетов вообще?

Общественный транспорт начали оснащать турникетами около 10-ти лет назад. Стоимость проекта 40 миллионов долларов, цель - бороться с безбилетниками. Но "зайцы" сориентировались быстро. Можно, во-первых, проходить за впереди идущим, во-вторых, пролезать под.

Первые сомнения у Мосгортранса появились еще 4 года назад. Признавая факт турникетных очередей, чиновники распорядились на месяц убрать валидаторы на нескольких автобусных маршрутах. Эксперимент с треском провалился. Люди просто перестали платить за проезд, а Мосгортранс недополучил большую сумму. Турникеты, разумеется, оставили. В их пользу тогда говорили сборы.

"Уже за 2005-й год дополнительный доход было собранно от перевозки пассажиров при внедрении системы, где-то миллиард двести миллионов рублей. Система показывает, что сбор доходов увеличился в полтора раза", - заявила Марина Носова, заместитель директора службы доходов и контроля ГУП "Мосгортранс".

Видимо, решение об отказе от турникетов будет принято окончательно только в том случае, если придумают достойную альтернативу. Новая система контроля должна действовать бесперебойно, максимально быстро и не давать шанса "зайцам".

Источник