Проверить штрафы ГИБДД или заполнить заявление на загранпаспорт теперь можно через интернет. Вот только это долго, ненадежно и неудобно, выяснила "Комсомольская правда", протестировав сайт wwwgosuslugi.ru.
Чиновники любят фантазировать о том, что скоро москвичам не надо будет никуда ходить, все дела будут решаться современным способом, удаленно. "Ходокам" рисуется картинка: чтобы получить справку, не надо идти на прием к чиновнику, толкаться в очередях, отпрашиваться с работы, унижаться, а можно просто написать заявку на сайте, а саму бумагу с печатью и подписью пришлют по почте. Во многих развитых странах все это уже реальность. В России передовые технологии продемонстрировала ФМС, предлагая москвичам оформлять паспорта через интернет. Всем известно, что "первый блин" вышел комом.
По длине и медлительности очередей Россия - впереди всей планеты. В среднем в банке и на почте россиянам приходится проводить почти полчаса за 1 раз. В госучреждениях ожидание растягивается от нескольких часов до 2-3 недель. Эту проблему власти и хотят решить с помощью информтехнологий. "Наша цель - сократить время стояния в очередях, - объявил Игорь Щеголев, министр связи и массовых коммуникаций России. - Выигранное время граждане смогут использовать для работы, обучения, творчества или самовыражения".
Как поясняют в Минкомсвязи, уже сейчас на сайте wwwgosuslugi.ru можно воспользоваться 49-ю услугами из 74-х.
Но оказывается, без регистрации никакие услуги не положены. Можно посмотреть лишь справочную информацию (время работы госучреждений, контактные телефоны и адреса, список необходимых документов). При регистрации нужно указать ФИО, адрес прописки и электронной почты, номер мобильника, а также ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) и номер СНИЛС (свидетельство пенсионного страхования - зеленая карта).
Но на этом регистрация не кончается. Оказалось, "Личный кабинет" заработает лишь тогда, когда будет введен некий код активации. А его - в лучших российских бюрократических традициях - пришлют заказным письмом обычной почтой. На это уйдет 2 недели.
На сайте уже зарегистрировались 90 тысяч граждан. Некоторые из них делятся в Живом Журнале впечатлениями. "Прицепила фотографию и отправила. А через пару дней сообщение, что фотографию не приняли, - мол, она не соответствует нужным характеристикам. Звоню на горячую линию: как можно исправить? Ответ: анкету вам придется заполнить заново... Полнейшее очарование!" - пишут недовольные.
Но есть те, кто новшество оценил. "Заполнила анкету ночью, через день смотрю: в "Личном кабинете" уже лежит приглашение для фотографирования, - рассказала москвичка Алина. - Я устремляюсь в указанное отделение УФМС. Радуюсь как ребенок - надо же, как быстро! Прибегаю, а там вообще счастье. Все, кто через wwwgosuslugi.ru, принимаются без очереди! В то время как обычно очередь надо занимать с 6 утра".
Правда, в этом случае непонятно, почему должны страдать те, кто томится в очереди, пропуская "счастливчиков", владеющих интернетом. Кроме того, удручает, что в отделение все равно надо приходить дважды. А после каждой ошибки анкету надо заполнять заново.
Большинство услуг на сайте предназначены для бизнеса. Это различные виды налоговых деклараций, а также лицензирование тех или иных видов деятельности. Но простым гражданам тоже есть толк от сайта. На сайте можно быстро получить информацию о своих нарушениях Правил дорожного движения. И хотя квитанции еще распечатывать нельзя, чиновники обещают, что к концу 2010 года эту проблему исправят. Кроме того, можно будет оплачивать штрафы, не выходя из дома (например, с помощью банковской карты). Еще одна хорошая новость для автолюбителей - на сайте можно записаться на техосмотр и госрегистрацию, но эта услуга пока доступна далеко не во всех отделениях ГИБДД.
Чтобы написать заявление в милицию, теперь не нужно ходить в отделение: можно заполнить его на сайте и отправить. "Письмо счастья" от Пенсионного фонда приходит лишь раз в год, а с помощью сайта можно будет узнать данные о своем пенсионном счете в любое удобное время. Более того, в интернете дается расширенная информация. С помощью сайта можно будет получить временную регистрацию по месту жительства, а также оформить приглашение на въезд друзей из-за рубежа, но сервис пока не работает. Можно подать документы на регистрацию квартиры, получить справки из реестров. Но и эта функция станет доступной к концу 2010 года.
Телефон горячей линии Единого портала госуслуг - 8 (800) 100-70-10.
P.S. Я зарегился на сайте. Действительно в условиях нужно ждать кода активации две недели. Но интересно письмо, пришедшее на почту:
Вы подали заявку на подключение к сервису «Личный кабинет» на Едином портале государственных и муниципальных услуг. По указанному вами адресу отправлено письмо с кодом активации сервиса «Личный кабинет». Письмо будет доставлено ориентировочно в течение 2-х недель (точный срок зависит от вашего места жительства). Обращаем внимание, что получение письма с активационным кодом в почтовом отделении происходит по предъявлению документа, удостоверяющего личность (паспорта или документа его заменяющего).
После получения письма вам необходимо перейти по ссылке и на открывшейся странице ввести код активации.