В Москве с 3 по 11 июля состоится фестиваль пива . Вокруг него по традиции развернулись дебаты. У фестиваля одинаково много сторонников и противников. По мнению последних, в стране, страдающей пивным алкоголизмом, подобным праздникам не место, пишет "Российская газета".
Столичные власти фестиваль пива относят к числу социально значимых мероприятий и гордятся тем, что все те двенадцать лет, в течение которых он существует, праздник проходит примерно в одно и то же время в середине лета и ни разу не отменялся.
Как сказал "РГ" замначальника управления реализации городских программ столичного департамента науки и промышленности Юрий Жерноклеев, надо честно признаться: русский народ любит выпить, причем часто без закуски. Последствия известны. "Мы же поставили перед собой задачу привить не просто культуру употребления пива, но и культуру проведения досуга", - объяснил он социальную значимость мероприятия.
Организаторы фестиваля перенимали опыт у баварских устроителей. Чиновники ездили учиться в Мюнхен, где праздник пива - Oktoberfest в этом году празднует свое 200-летие. Каждый год повеселиться в Мюнхен съезжается все больше людей, не только немцев, но и жителей стран Евросоюза, США, Японии, Австралии. Всего около 6 миллионов человек.
По примеру Oktoberfest в рамках московского фестиваля презентуют новые сорта не только два столичных пивоваренных завода, но и представляют свою продукцию пивовары Санкт-Петербурга, Ярославля, Твери и других городов страны. Каждый год проводится дегустация фирменных закусок к пиву. Каждый год в Лужниках выступают самые популярные эстрадные группы артистов, проводятся спортивные мероприятия, а в этом году в эти дни будет транслироваться и чемпионат мира по футболу.
"Люди туда приходят на целый день, гуляют, веселятся, валяющихся же пьяными под кустом вы здесь не увидите, - сказал корреспонденту "РГ" министр правительства Москвы, руководитель департамента науки и промышленности Евгений Пантелеев. - И вообще за все годы проведения фестиваля, притом что его посещают миллионы, там не было ни одного случая нарушения общественного порядка".
Правоохранительные органы утверждают, что строго следят за тем, чтобы соблюдался российский закон - лицам моложе 18 лет пиво не продавать. Правда, активисты различных организаций и журналисты уверяют, что купить пива там может любой .
В этом году предпримут особые меры контроля. "Будет создана особая служба, работники которой станут строго следить за тем, чтобы лицам, не достигшим 18 лет, пиво не продавалось, - заявили в мэрии. - Если будет замечено обратное, оргкомитет фестиваля оставляет за собой право оперативно закрыть торговую точку".
Бюджет фестиваля, сообщили "РГ" в правительстве Москвы, составляет 45 миллионов рублей. 20 миллионов из них тратит сам город из бюджета - на охрану правопорядка, информацию - где что происходит, создание нормальных условий для тех, кто придет туда отдыхать - тех же туалетов, например. Еще 25 миллионов рублей вкладывают сами пивовары - на павильоны и приглашение артистов.
Доходы от пива отдельно нигде не учитываются - они идут по статье "безалкогольные напитки", каким считается в нашей стране пиво.
Мэр Москвы Юрий Лужков, как известно, полный трезвенник. И даже открыв молотком бочку пива - торжественная церемония, с которой стартует завтра в Лужниках очередной фестиваль, он поднимет кружку, наполненную безалкогольным пенным напитком.
Противники тем временем требуют закрыть фестиваль. Сергей Миронов, председатель Совета Федерации, в своем блоге рассуждает: "С одной стороны, разумное, "европейское потребление пива - пример культуры пития. С другой стороны, медики давно бьют тревогу, утверждая, что "пивной алкоголизм" становится все опаснее, к тому же значительно помолодел". И в этом он упрекает большой бизнес, который готов "не просто поить, но даже спаивать людей, в частности молодежь. Была бы выгода..." Подобные фестивали вредны, если не хуже, резюмирует Миронов и упрекает московские власти в разбазаривании бюджетных денег.
Член партии "Справедливая Россия" Антон Беляков каждый год требует решить вопрос о запрете фестиваля на уровне Госдумы. По его мнению, пивной фестиваль в столице дискредитирует усилия федеральной власти по борьбе с пьянством. "Ведь пивной фестиваль - это открытая и циничная реклама алкоголя", - считает Беляков. "В прошлом году Московский фестиваль пива проходил под лозунгом "Есть 18 - докажи!". Я лично и члены общественного движения "Наш проект Здоровье" убедились, что доказывать свой возраст подросткам на фестивале вовсе не обязательно", - заявил парламентарий. Лозунг организаторов фестиваля оказался фикцией, утверждает Беляков. По его данным, в девяти из десяти палаток пиво продавали несовершеннолетним.