"Независимая газета" пыталась выяснить, почему движение на столичных трассах перегораживают полупустые автобусы и троллейбусы. Оказалось, что в Москве городской транспорт организуется сообразно представлениям Москомархитектуры. Архитекторы решают, где и сколько будет пассажиров. "Мосгортранс" занимается перевозками. А чем занимается департамент транспорта, так и не удалось узнать.
Чтобы понять, как появляются те или иные маршруты, корреспондент "НГ" обратился в ГУП "Мосгортранс", где объяснили ряд нехитрых правил. При этом сделали любопытное замечание, что их экспертов по перевозкам нигде отдельно не учат, а по имеющимся выкладкам любой неподготовленный, но грамотный человек в принципе сможет обучиться составлению маршрутов.
Самое интересное, что занимается этим не сам Мосгортранс и не Департамент транспорта, а Москомархитектуры. "Формирование маршрутной сети ГУП "Мосгортранс" осуществляется на основе проектных предложений Москомархитектуры по транспортному обслуживанию новых и реконструируемых районов. В их составе предусматривается строительство необходимых объектов улично-дорожной сети и линейных обустройств, а также определяются пункты внеуличных видов транспорта, в направлении которых должен осуществляться подвоз пассажиров", – сообщили в пресс-службе Мосгортранса. – Организация нового маршрута производится по согласованию с префектурой административного округа (по территории которого должна пройти трасса), Управлением ГИБДД и Департаментом транспорта и связи города Москвы", - сказали в Мосгортрансе.
Любопытно, что Мосгортранс учитывает наличие частных перевозчиков, но не принимает решения о сокращении действующих маршрутов, которые пересекаются с маршрутными сетями частных перевозчиков. Чтобы у пассажира оставался выбор. В итоге на остановках около метро набивается "куча-мала", мимо которой не могут проехать водители-частники.
"НГ" обратилась в Департамент транспорта и связи с тем, чтобы узнать, чем они конкретно занимаются. Там ответили: "Формированием маршрутов занимаются специалисты Москомархитектуры. Например, есть какой-то новый район, и Москомархитектура говорит, как из точки А доставить такое-то количество населения в точку Б. Прокладывает маршрут. Этот маршрут передается в Мосгортранс, а там уже решают, какой подвижной состав будет перевозить заданное количество пассажиров". Чем занят сам департамент, так и осталось загадкой.
- Цены на проезд в Москве в 3 раза выше, чем в провинции
Руководитель межрегионального общественного центра "За безопасность российских дорог" Дмитрий Леонтьев отмечает, что в Москве движение транспорта организовано крайне нерационально: отдельные районы перегружены, а в других может сильно не хватать перевозчиков. По его мнению, такое происходит из-за того, что у чиновников не расставлены приоритеты, не решено, кто важнее для них – пешеход или автомобилист. Если же такой выбор сделать, то будет гораздо легче принимать решения относительно развития движения в городе.
Если исходить из федерального законодательства, то за разработку маршрутной сети отвечает администрация города. Она исходя из своего видения задает некую схему движения маршрутов, которые нужны. Что же касается логистики перевозок и необходимости их упорядочить, чтобы облегчить автомобильные пробки, то такие решения должны принимать в департаментах транспорта городских администраций. Специалистов в российских институтах для подобных работ готовят достаточно.
"Если сильный департамент транспорта, то он может упорядочить перевозки, если нет – то нет. Есть примеры городов, где транспорт работает как часы. В любом случае крайний – департамент транспорта. Его задача организовать транспортное обслуживание населения, но организовать не значит выполнять. В некоторых случаях ведомство еще и контролирует реализацию своих указаний", - говорят эксперты.