http://s019.radikal.ru/i644/1204/d7/4960f7e4983b.jpg

«Мне 90 лет, и я благодарен господу за долгую жизнь. Честно сказать, не думал, что смогу дожить до такого возраста», — с этих слов начал рассказ о себе автор книг о военном поколении, ветеран ВОВ, житель Солнцева Евгений Львович Войскунский. Писательскую славу, помимо произведений о войне, ему принесли также фантастические романы.

Евгений Львович родился в 1922 году, в городе Баку. Окончив школу, уехал учиться в Ленинград, поступил в Академию художеств на искусствоведческий факультет и одновременно на подготовительные курсы архитектурного факультета. Он хотел стать архитектором, нисколько не помышляя о военной, и, в частности, о флотской службе. Но проучился всего лишь год, в 1940-м Войскунскому исполнилось 18, и по новому закону о всеобщей воинской обязанности он пошел на военную службу. «Нашу команду из Ленинграда привезли в Кронштадт, и я немножко приуныл, потому что Кронштадт — флотская столица, а мне на флот не хотелось, — рассказывает Евгений Львович. — Флотская служба тогда длилась 5 лет, это казалось мне очень долгим сроком. Я хотел отслужить 2 года в какой-нибудь обычной армейской части и вернуться к прерванной учебе». В Кронштадте Во-йскунского сразу зачислили в железнодорожный батальон, расположенный на полуострове Ханко, который Советский Союз получил в аренду от Финляндии по мирному договору 1940 года.
На Ханко война началась не 22, а 25 июня. Финляндия, которая окружала советскую базу и по сухопутной границе, и на островах вокруг полуострова Ханко, начала обстрел полуострова.
«Мы сразу оказались под очень тяжелым огнем финских батарей. Горел лес, и главным занятием первых дней войны для нас было тушение пожаров. Это было страшно. Мы задыхались от дыма, а финны, понимая, что идет борьба с пожарами, с зажигательных зарядов перешли на фугасные. Таким было огнедышащее лето 41 года», — вспоминает Евгений Львович.
Молодой Войскунский, со школьных лет пишущий фельетоны, отправил свой небольшой рассказ в газету «Боевая вахта», которая выходила на Ханко. Так началась газетная работа Войскунского, а летом 1941 года его забрали в штат редакции газеты, которая была переименована в «Красный Гангут». Первым, кого встретил в газете новый корреспондент, был Михаил Дудин — в будущем известный поэт и близкий друг Евгения Львовича. Чуть позже журналистов перевели во флотский состав. Будучи корреспондентом, Войскунский мотался по полуострову, бывал то у катерников, то у летчиков, то на островах в десантном отряде, где даже как-то принимал участие в отражении десанта, много писал. Такая работа в газете продолжалась до декабря 1941 года, когда уже шла эвакуация Ханко, на тот момент оказавшегося в глубоком тылу противника. Постепенно с Ханко вывозили войска, а в ночь на 3 декабря 1941 года, когда были закончены работы по уничтожению материальной базы, с последним конвоем пошла и редакция газеты «Красный Гангут». Последних гангутцев погрузили на огромный турбоэлектроход «Иосиф Сталин» в десятом часу вечера, а около полуночи раздался первый взрыв — «Иосиф Сталин» подорвался на минном поле. После этого было еще три взрыва, страх, темнота, огромное количество раненых. Судно потихоньку погружалось в воду. К рассвету двум друзьям, прошедшим через весь ужас этой ночи, удалось пробиться из внутренних помещений на верхнюю палубу.
«Я увидел, как к борту «Сталина» подходят тральщики, — рассказывает Евгений Львович. — Мишка вскарабкался на фальшборт, держась за стойку. Тральщик то накидывало к борту «Сталина», то отбрасывало — волна была большая, и довольно трудно было рассчитать прыжок, чтобы не угодить в воду. Мишка прыгнул, на тральщике его подхватили, и он кричал мне: «Женька, прыгай!» Я уже тоже вскарабкался на ограждение и только приготовился прыгнуть, как тральщик резко отвалил и пошел прочь. Я услышал, как Мишин голос замирает, и подумал: «Ну все, кончено». Вдруг я увидел, что подошел еще один тральщик, и прыгнул на него — это был последний тральщик из конвоя, который подходил к борту «Сталина».
Тех, кто спасся, привезли в Кронштадт, где Войскунский стал работать в только что созданной газете кронштадтской военно-морской базы «Огневой щит» и стал военным журналистом. Об этом своем крондштадтском времени он вспоминает, что было голодно, весной 1942 года бушевала цинга.
Осенью 1944 года Евгения Львовича назначили в новую газету в военно-морскую базу в Финляндию, которая уже вышла из войны. Он был произведен в офицерский чин и назначен редактором газеты бригады торпедных катеров, которая дислоцировалась в городе Пиллау (Балтийск). В роли военного корреспондента в разных газетах Войскунский работал вплоть до своей демобилизации в 1956 году. К этому времени Евгений Львович успел жениться
на девушке, которой объяснился в любви на школьном выпускном вечере, заочно окончить Литературный институт им. Горького и выпустить несколько сборников рассказов. Начиная с 1960 года, в соавторстве с двоюродным братом, Исаем Борисовичем Лукодьяновым, Войскунский пишет и публикует фантастические романы. А в середине 80-х годов возвращается в «мэйнстрим» и пишет прекрасные романы о войне и о своем поколении.
Ольга БОГОМОЛОВА

На Западе Москвы, Солнцево
№6(26), апрель 2012