Что такое психотерапия?
В самом общем виде психотерапию можно понимать как психологическое вмешательство, направленное на помощь в разрешении эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем и повышение качества жизни в целом. Выделяются 3 основные формы психотерапии: индивидуальная, семейная, групповая.
Индивидуальная психотерапия предполагает общение терапевта и ребенка наедине.
Групповая психотерапия предполагает работу одного или двух терапевтов с группой детей. Далее речь, в основном, пойдет об индивидуальной психотерапии.
Когда возникает необходимость психотерапии для ребенка?
Если у ребенка наблюдаются
поведенческие проблемы, в т. ч. агрессивность, склонность ко лжи, "гиперактивность" (не вызванная органическими факторами)
психологические трудности, например, беззащитность, заниженная самооценка, тревожность, страхи
нарушения настроения - нестабильное настроение, депрессии
сложности в общении с другими людьми
специфические проблемы - реакция на изменение структуры семьи (развод, рождение ребенка), реакция на переезд, смена школы, конфликт в семье, насилие
необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу, который может порекомендовать психотерапию
Начиная с какого возраста можно проходить психотерапию?
Особые психотерапевтические методы можно применять даже к новорожденным детям. Но чаще психотерапию начинают дети, которым уже исполнилось 3 года.
Как организована психотерапия?
Выделяется 4 основных этапа психотерапии:
диагностический - оценивается состояние ребенка и семьи в целом, планируются психологические мероприятия
контракт - обсуждаются правила психотерапии и ее цели, обговаривается оплата
собственно психотерапия - непосредственная работа с ребенком
завершение - работа над "расставанием" в терапии, обсуждение ее результатов и дальнейших перспектив
Как часто и как долго проводится психотерапия?
интенсивность психотерапии - от 1 до 5 раз в неделю, иногда реже 1 раза в неделю (по показаниям)
продолжительность психотерапии - от 5-10 сессий (краткосрочная психотерапия) до терапии с "открытым концом"
А что в результате?
"Вероятностная" природа психотерапии затрудняет предсказание того, что именно мы будем иметь "на выходе". Однако есть факторы, которые увеличивают шанс на успех психотерапии, важнейшие из которых - активное сотрудничество родителей с терапевтом, правильная, продуманная организация психотерапии, достаточная квалификация специалиста.
Обычно цели, которые будут решать в процессе терапии, обсуждаются на диагностическом этапе и бывают очень разными. Вот некоторые из них:
помочь ребенку почувствовать свое единение с другими людьми, вселить в него надежду и уверенность
помочь ребенку ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность, прояснить вместе с ним суть жизненных событий
помочь ребенку справится с внутренними проблемами - тревогой, страхами, чувством беззащитности, низкой самооценкой
помочь ему обрести контроль над импульсивностью и агрессией
повысить способность к автономии и самостоятельности
дать возможность экспериментировать со своим поведением и находить новые способы разрешения проблемных ситуаций