В писательском посёлке Переделкино – снова нелитературный скандал. Потомков Чингиза Айтматова хотят выселить с дачи легендарного писателя. Вмешалась Общественная палата, но Литфонд непреклонен – дачу вернуть. Это означает, что никаких мемориальных музеев в старых домах, где творили прославленные литераторы, не будет.

"Я думаю, моя дорогая, всё произойдёт гораздо быстрее, чем вы предполагаете", - дискуссия представителей Литфонда и членов Общественной палаты временами скатывалась почти в непарламентский формат. Двое литераторов крепкого телосложения недвусмысленно просят семью Чингиза Айтматова выметаться. Вмешавшиеся члены Общественной палаты поддерживают родственников и настаивают: в этом доме следует сделать музей.

"Может, квартиру передадут трёхкомнатную или пятикомнатную и там сделают музей? Почему дачу, а не квартиру?" – спрашивает представитель Литфонда.

"На самом деле эта история приобретает какой-то трагикомический оттенок. Потому что даже в ответ на запросы Общественной палаты тот же самый господин Переверзин, который стоит во главе международного Литфонда, ответил, что он вообще ни при чём", - рассказывает невестка Чингиза Айтматова Гюзель Айтматова.

Иван Переверзин – поэт, прошедший трудный путь от должности директора совхоза до кабинета автора трёх гимнов Михалкова. Занимается хозяйственными вопросами.

"Но в ссоре мы – ни здравствуй, ни прощай. Я в дом приду, а ты уйдешь из дома" – цитата из стихотворения Переверзина.

"Если мы сегодня начнём в каждой мастерской открывать музей, то первоначальное значение творческой мастерской перестанет существовать. Да и очередь в тысячу человек никогда не позволит это сделать", - утверждает председатель исполкома Международного сообщества писательских союзов Иван Переверзин.

Вторит завхозу другой поэт с высокой должностью, из творчества которого тоже несложно подобрать эпиграф: " Добро должно быть с кулаками, чтобы летела шерсть клоками". Станислав Куняев.

"Его невестка показывала: вот это стул, где он сидел, вот это столик, за которым он писал. И всё, сказать больше нечего. Какой музей здесь делать? Кто будет его смотреть?" – спрашивает председатель Международного литературного фонда Станислав Куняев.

"Музеи по этим дачам нужно создавать вокруг какой-то коллекции. Какие-то вещи там, безусловно, есть. Если они были переданы в государственную собственность, то они лягут в основу музейного фонда", - предлагает заместитель директора департамента культурного наследия Министерства культуры РФ Владимир Городничев.

На круглый стол в Общественную палату представители Литфонда не пришли, сославшись на собственную занятость в частности и бессмысленность мероприятия в целом. Оправдываться было некому.

"Вы знаете, что они говорили Гюзель, пока нас не было? Это же хамство! Говорили: вы киргизка, вот и езжайте в Бишкек со своим Айтматовым. Это было сказано представителями Международного литературного фонда России", - возмущается председатель комиссии Общественной палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия, председателя попечительского совета ВООПИК Павел Пожигайло.

"А Пожигайло, не знаю уж, с какого бодуна сказал: всё надо законсервировать и ничего не делать до разрешения всех этих конфликтов. Это значит, он хочет себе найти работу на сто лет вперед. Он прекрасный персонаж из Булгакова, этот Пожигайло", - считает Станислав Куняев.

"Нас в "МАССОЛИТе" 3111 человек, а дач – всего двадцать две", - заявляла писательница с псевдонимом "штурман Жорж" из булгаковского романа "Мастер и Маргарита".

"Дач у нас больше – 60 или 70", - замечает Станислав Куняев.

"Естественно, что дачи получили наиболее талантливые из нас", - продолжает "штурман Жорж".

"Я должен её посмотреть и принять решение. Может быть, к своему 80-летию, которое у меня будет в ноябре, я, наконец-то после 20-ти лет ожидания перееду туда. Всё", - рассуждает Станислав Куняев.

Каждый из тех, кого Литфонд выселяет из стен, в которых прожили десятилетия, уверен: именно его дачу присмотрели для себя руководители. Ирина Жигулина, вдова поэта Анатолия Жигулина, тоже вдоволь пообщалась с представителями Литфонда.

"Он как Малюта присылает своих опричников. Какие-то разные люди приходят. Сначала пять лет можно было жить вдовам, потом должны освободить. Потом сделали два года, потом сделали шесть месяцев. А люди жили годами. Вон Казанцев недавно умер, семью его выбросили", - рассказывает Ирина Жигулина.

Семья Евгении Катаевой – дочери писателя Валентина Катаева – тоже периодически попадает под кампании по выселению. Сначала отобрали часть участка, где классик любил играть в волейбол.

"Уже когда папы не было, Литфонд отдал этот кусок под строительство дома неизвестно кому, никакому не писателю. Они все так радеют за писателей. Переверзин рыдает, что всё писателям", - подчёркивает Евгения Катаева.

Дочь писателя считает, что уж на дачу для своей семьи, на которой они живут с ещё довоенных времен, Катаев точно заработал.

"От каждого его произведения, от каждого заработка шло 2-3 процента в этот Литфонд. Вы знаете, за 70 лет накопилось очень много", - считает Евгения Катаева.

И распоряжение Сталина об организации писательского городка, и все другие последующие Общественная палата в ближайшее время намерена изучить самым внимательным образом. И разобраться – кто, кого и откуда имеет право и должен выселять.

Источник статьи: http://www.vesti-moscow.ru/rnews.html?i … 0&cid=