Имя Чингиза Айтматова, 85-летие со дня рождения которого литературный мир будет отмечать в следующем году, оказалось в центре скандала. Наследников писателя пытаются выселить с подмосковной дачи в Переделкине. Семья рассчитывала организовать в доме музей, но неожиданно наткнулась на сопротивление со стороны Литфонда, в ведомстве которого находятся дачи.

"С ломиками стояли наготове, чтобы резать, пилить - и нам сказали, что они сейчас будут выкидывать наши вещи, и вообще до свидания!" – вспоминает Гюзель Айтматова.

Это была классика психологического давления. Гюзель Айтматова до сих пор не может говорить об этом спокойно. Несколько дней назад на участке появились люди с явным намерением выдворить наследников писателя силой. По словам невестки прозаика, они требовали освободить дом, который известен всей образованной России как загородная творческая мастерская знаменитого литератора.

"Вот комната, в которой работал Чингиз Айтматов. Обстановка сохранилась, какой она была при его жизни. Вот его рабочий стол", - рассказывает Гюзель Айтматова.

Скромная меблировка, подчёркнутый аскетизм небольшого кабинета окнами в тенистый сад. Именно здесь он делал наброски произведений, которыми в мире зачитываются до сих пор. Когда Айтматов уходил к себе, на цыпочках ходил весь дом.

"Чингизу Торегуловичу нужно было уединение, поэтому он закрывался в этом кабинете. Из этого окна прекрасный, умиротворяющий вид на переделкинские сосны, липы, берёзы", - продолжает Гюзель Айтматова.

Сюда заходили на чай Андрей Вознесенский, Зоя Богуславская. По-соседски забегала Галина Волчек, поставившая в "Современнике" спектакль по взорвавшему советскую реальность роману "Плаха". Здесь хранится личный архив – рукописи, книги, изданные на 160 языках. На стенах – фотолетопись четырёх поколений семьи Айтматовых. Уютный дом, обставленный с неповторимым национальным колоритом, – по сути, уже место паломничества.

"Заходили на чай незнакомые люди и спрашивали: а можно посмотреть, где жил, где творил, как это было? Это очень приятно по-человечески, что такой интерес у людей есть", - подчёркивает Гюзель Айтматова.

Родственники Айтматова выступили с предложением сделать здесь музей еще год назад. Этот дом писателю в 1980-х выделил Литфонд. Теперь у творческого союза на него свои планы – ведь дачи якобы предоставлялись только на время работы. По словам наследников, решение о выселении суд принял в январе без их ведома. Скандал спровоцировал проверку областной Общественной палаты, подключилось Министерство культуры. На защиту встала вся московская элита.

"Трудно себе представить, что у такого великого писателя по сей день нет музея. Конечно, желательно, чтобы он находился где-то здесь, в центре нашей великой Родины – той страны, в которой он жил", - убеждён директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им.А.Н.Бакулева, академик РАМН Лео Бокерия.

"Мне очень хотелось бы, чтобы в Переделкино могли приходить дети и взрослые, могли знакомиться с его жизнью. И может, это как-то повлияет на то, чтобы читали его книги, переиздавали его книги. И вообще думали о культуре человечества", - считает писатель Генрих Боровик.

Для создания музея необходим договор долгосрочной аренды, который Литфонд продлевать был не намерен. Рассмотрение этого вопроса вообще-то назначено на сентябрь. И хотя наследники подали кассацию в суд, люди с ломами почему-то уже явились. И угрожали вернуться во вторник.

Источник статьи: http://www.vesti-moscow.ru/rnews.html?i … 0&cid=