Новый глава московского метро обещает строить новые линии и станции и усиливать безопасность в подземке. Между тем у пассажиров немало других претензий. Москвичи жалуются на отсутствие элементарного комфорта в метро. Как выяснила газета "Комсомольская правда", метрополитен просто экономит на пассажирах.

Одной из ежедневных проблем, с которыми сталкиваются люди в метро, являются постоянные толпы у эскалаторов. Часто даже в часы пик на станциях работают всего по одному эскалатору на подъем и на спуск.

Дежурная на станции "Петровско-Разумовская" пояснила корреспонденту газеты, что эскалаторы включают по расписанию, не зависимо от "пробок" перед ними. По ее словам, это делается для экономии электричества.

Как рассказал изданию сотрудник эскалаторной службы метро, дело не столько в экономии энергии, сколько в необходимости беречь технику. "В принципе эскалатор может работать круглосуточно. Но чтобы избежать аварий, мы должны каждую смену производить его техническое обслуживание. Например, проверять механическое и электромеханическое оборудование, наличие смазки в механизмах и узлах. И так каждый день", - поясняет собеседник газеты. По его словам, около трети эскалаторов в метро старые, им по 40 лет и больше, поэтому они особенно требуют ежедневной проверки.

"Эскалаторы просто берегут. Пока один работает, другой отдыхает. Ведь если встанут сразу оба, станция будет парализована", - говорит сотрудник метро. Разумеется, эскалаторы нужно менять. И это делается, но медленно. В этом году, например, планируют заменить всего 11 эскалаторов - около 2% от существующих.

Еще одна распространенная проблема - очереди у касс. Причем часто половина из них оказывается закрыта. Так, корреспондент "КП" заметил, что на станции "Комсомольская" из 20 с лишним касс работают только две. Это играет на руку перекупщикам: они стоят тут же, предлагая билет на 1 поездку за 50 рублей (в кассе - 28 рублей). Дежурная у турникетов пояснила журналисту, что большинство касс закрыто, так как это был выходной день.

В пресс-службе подземки газету заверили, что работают над этой проблемой: метро постепенно оснащают автоматами по продаже билетов. Впрочем, пока таких автоматов во всей подземке всего 14 и работают они с перебоями. В метрополитене уверяют, что в этом году будет проведен конкурс на установку новых автоматов, но когда и где они появятся, сказать не смогли.

Еще один способ заработать на неудобствах пассажиров - ограниченный срок действия билетов. Пассажир, не успевший использовать за отведенный срок все поездки, просто теряет деньги. Например, билет на 60 поездок действителен 45 дней, и, если вы не успели проехать за это время все 60 раз, часть поездок "сгорает".

В январе этого года бывший глава метрополитена Дмитрий Гаев пообещал, что со временем эту проблему решат. По его словам, в 2011 году появится "персонифицированный" билет, который будет привязан к конкретному гражданину. "При этом при желании в случае объективных причин владельцу такого именного билета будет предоставлена возможность перенести проезд на более поздний срок или же получить какую-то компенсацию. Мы сейчас готовим документы по организации продажи таких билетов", - заявил Гаев.

Выходит, что для получения компенсации пассажир должен доказать существование "объективных причин", по которым он не смог совершить поездку. В Обществе защиты прав потребителей категорически не согласны с таким подходом. "Вы не должны никому ничего доказывать, - объясняет юрист Общества Дмитрий Лесняк. - Есть статья 32 закона "О защите прав потребителей". Согласно ей мы вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время. Как только наступает 45-й день с момента покупки билета, а поездки еще остаются, вы можете требовать вернуть деньги за них. Наши юристы так и делали. Но им пришлось ехать в офис метрополитена, писать заявление на имя начальника. Почти никто из пассажиров так не делает, поэтому метро регулярно получает деньги за неоказанную услугу".

Пассажиры также часто жалуются на плохую навигацию в метро. Заблудиться в подземке проще простого. Раньше по две схемы метро висели у каждой двери вагона. А над дверью - схема линии, по которой идет поезд. Сейчас все завешено рекламой. Вместо того чтобы информировать пассажиров, метрополитен на них зарабатывает. Если схему все-таки найдешь, пробиваться к ней приходится через плотную толпу.

В метро практически нет карт города. Они установлены только на поверхности возле нескольких станций в центре города. С указателями тоже проблема. Как выйти к автобусам, троллейбусам и трамваям, узнать из них можно. А как к маршруткам, на которых каждый день ездят 1,5 миллиона москвичей, - нельзя. В "Автолайне" говорят, что просили руководство метрополитена разместить эту информацию, но их отослали в "Метрорекламу", где за это потребовали миллион рублей в месяц.

В пресс-службе столичной подземки уверяют, что проблема постепенно решается. "Администрация метрополитена планирует рассмотреть возможности модернизации системы навигации столичного метро, - говорится в официальном ответе метрополитена. - Сейчас схемы прилегающих территорий города имеются в вестибюлях всех станций Серпуховско-Тимирязевской, Люблинской и Бутовской линий, а также станций, введенных в эксплуатацию и открытых после реконструкции начиная с 1997 года".

В Москве