Часто начинающие и неопытные портретисты недооценивают роль рук в женском портрете. Правильно показанная рука добавляет женственности и нежности женскому образу.

Рассмотрение данного предмета стоит начать с указательного пальца руки. Он является своеобразным индикатором и играет значительную роль в стремлении гармоничного отображения кисти руки.

Когда указательный палец прижат к остальным, то это вероятнее всего обозначает, что модель напряжена. В обычном случае, когда модель расслаблена, этот палец должен быть отделенным от среднего, безымянного и мизинца. Понятно, что большой палец находится сам по себе, отделенный от остальных пальцев.

При компоновке кадра необходимо, чтобы руки, если они входят в кадр как часть композиции, находились в одной фокальной плоскости с головой модели. Руки, выступающие вперед, при малом фокусном расстоянии, и при малом расстоянии от объектива до модели, могут оказаться зрительно большими, нежели голова или лицо модели. Также руки, находящиеся позади фокальной плоскости могут, при определенных условиях, показаться непропорционально малыми при малом фокусном расстоянии объектива. Но самое главное, если руки не находятся в той же плоскости где и голова модели, они будут выведены из зоны резкости. Считаю это замечание наиболее критичным, так как при портретной фотосъемке используется наиболее открытая диафрагма, по моим наблюдениям, очень часто в пределах от f/3 до f/9

Весьма важно, в каком ракурсе руки находятся по отношению к фотографу. Я полагаю, что рука, обращенная широкой частью в объектив, весьма груба и малопривлекательна. Мало того, руки направленные ладонями в сторону объектива, должны выражать состояние агрессии. Мне кажется, оптимальным можно считать, когда рука обращена ребром (или своей узкой частью) в сторону объектива. При этом пальцы расслаблены и естественно полусогнуты.

Руки, которые касаются волос модели или лица, должны прикасаться к ним кончиками пальцев. Они ни в коем случае не должны создавать вмятин на поверхности кожи или деформировать волосы. Даже если модель касается руками стены или любой другой поверхности, она должна это делать весьма поверхностно, также прикасаясь только кончиками пальцев. Движения модели должны быть плавными и мягкими, в таком темпе, чтобы фотограф успевал ловить удачные моменты и при этом снимок не был бы размытым. Для создания хорошего портрета необходимо сделать достаточно большое количество снимков и даже серий. Поэтому я не верю в тех чудо-фотографов, которые сделав два-три снимка объявляют о создании шедевра. Так, безусловно, бывает, но крайне редко.

В любом случае руки должны быть частью композиции. Это означает, что если вы задумали треугольную композицию, руки должны составлять части воображаемого треугольника. Руки также могут составлять стороны воображаемой трапеции. Они в своем диагональном расположении могут быть параллельны друг другу. По возможности, или, точнее говоря, без надобности, не следует оставлять пустое пространство между корпусом модели и предплечьем. По моему мнению, чем плотнее будет собрана композиция, тем лучше.

Диагональная линия плечей вместе с прочими диагоналями в кадре создает хороший динамический эффект. В то время как прямые плечи в кадре скорее характеризуют портрет как паспортное фото.

источник